Россияне поддерживают идею вернуться к школьной форме

Вопрос, что первично - форма или содержание, в прежние школьные годы всегда имел однозначный и далеко не философский ответ. Пришел в школу без формы - содержание твоего дневника пополнится "неудом" по поведению, а словарь родителей - яркими и образными выражениями в твой адрес после вызова на ковер к завучу.

Потом наступила эпоха вольницы: форму сделали необязательной и сохранили лишь в виде каких-то "элементов" на усмотрение каждой школы. Сейчас в дискуссии на тему того, надо ли возвращать в российские школы единую форму одежды, выступил даже президент страны (он, напомним, предложил регионам "подумать" над этим вопросом).

Пока регионы пребывают в задумчивости, социологи Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru выяснили, как к идее снова ввести в школах единую форму относятся активные работающие россияне-пользователи интернета.

Оказалось, что идея в обществе воспринята в целом благожелательно. Только четверть (25%) экономически активных россиян выступают против возвращения школьной формы. Остальные (пусть даже с некоторыми оговорками) все же за. 39% считают, что такая форма должна быть единой для всей страны, еще 29% - что каждой школе нужно что-то свое, "фирменное".

Дискуссии на эту тему идут уже не первый год. С точки зрения педагогов и психологов, здесь все неоднозначно. Кто-то считает, что подобная "униформа" унижает детей, не даёт им возможности выразить себя и блокирует развитие творческой составляющей личности. Другие же, напротив, видят в одинаковой одежде массу плюсов - к примеру, повышается уровень дисциплины, у детей развивается "командный дух" и т.д.

Свое мнение те россияне, которые выступают за введение единой формы для всей страны, аргументируют тем, что форма "дисциплинирует и красиво смотрится", "даёт возможность полноценно развиваться каждому из учеников независимо от материального положения родителей". Чаще других за такое единообразие ратуют респонденты 35-44 лет (50% против 27% среди участников опроса моложе 24 лет). Кстати, с каждым годом число сторонников обязательной школьной формы растёт: если в 2007 году за её введение высказывались 30% опрошенных, то к 2012 их число выросло на 9 процентов.

У тех, кто предлагает ввести в каждой школе собственную форму одежды, логика тоже вполне понятная: "Не стоит одевать всех школьников страны по единому стандарту, но каждая отдельная школа вполне может ввести свою форму с целью обеспечить соблюдение дресс-кода и ввести дополнительный элемент собственной культуры". Эту точку зрения чаще разделяют женщины (33% против 25% среди мужчин), россияне до 24 лет (33%), а также участники опроса, зарабатывающие до 25 тысяч рублей в месяц (32%).

Против введения единой школьной формы высказывается каждый четвёртый участник опроса (25%). Среди них больше мужчин (27% против 23% среди женщин), опрошенных в возрасте до 24 лет (33%) и респондентов с ежемесячным окладом менее 25 тысяч рублей (30%).

Их комментарии были порой достаточно сердитыми. "Зачем из школы делать армию? Нужно, конечно, придерживаться определённого стиля в одежде, но вводить форму я считаю ненужным". "Думаю, что это должна решать сама школа, администрация и органы самоуправления. Не считаю, что это вопрос федерального уровня". "В стране нищета, и каждый одевает своего ребенка так, как может". "Навязанная школой форма чаще всего хуже по качеству и дороже по цене, чем то, что родители могут сами подыскать в магазинах. Нужен своего рода офисный стиль, может быть, в единой цветовой гамме данной школы". "Считаю, что наличие школьной формы или её отсутствие не есть главная проблема школ. Куда важнее такие вопросы, как наличие одинаковых учебников и программ в школах (если, конечно же, они не специализированные)". "Им больше заняться нечем? Пусть спросят у детей и их родителей, что им на самом деле необходимо..."

Затруднились дать ответ на поставленный вопрос 7% россиян: "С одной стороны, школьная форма не нужна, поскольку не всем по карману её приобретение: качественная одежда производится не из дешёвого материала. Но если предложенная форма будет красивой и доступной для большинства российских семей, то программу можно запустить"; "Одежда - это форма самовыражения, и через неё проявляются способности подрастающего человека. Но в определённых случаях форма все же нужна".

Правда, даже сторонники единой формы не удержались от опасений, что благое намерение может на практике дать не лучшие результаты. Да, форма нужна, но - "если государство предоставит ее бесплатно для родителей учеников". Или не будет обязывать носить униформу учеников старших классов. В любом случае, говорят, они, важно, чтобы форма была "недорогая и ноская. Просто может получиться, как всегда, - благие намерения могут превратиться в кормушку для исполнителей воли. И форма будет единой, дорогой и безальтернативной". Вопрос цены вообще "проходит красной нитью" во многих высказываниях - как правило, люди сходятся в том, что введение формы позволит детям не хвалиться достатком их родителей и, наоборот, не страдать от того, что мама с папой не могут себе позволить покупку слишком дорогой одежды для ребенка-школьника.

Были и комментарии из серии "все правы": "С одной стороны, школьная форма не нужна, поскольку не всем по карману её приобретение: качественная одежда производится не из дешёвого материала. Но если предложенная форма будет красивой и доступной для большинства российских семей, то программу можно запустить".

Ну что ж, школьники и родители высказались, теперь надо ждать итогов региональных "раздумий" на тему школьной формы.

Личный опыт

В нашей школе особых зверств по поводу формы я не припомню. Но, конечно, в старших классах не обходилось без локальных конфликтов между старшеклассниками и завучем. Завуч была дамой строгой, курпулентной, одевалась в стиле "завроно на партсобрании", очень не одобряла сережки, косметику, разные шарфики-платочки-значки и иногда впадала в раж, пытаясь с этим бороться. У меня сережек не было, украшений тоже, зато упрямства хватало на троих. Это лучшее украшение. Поэтому когда однажды завуч мельком заметила, мол, "у тебя, Добрынина, что-то юбка коротковата", я приняла это близко к сердцу. Уроки труда я ненавидела, но в этом случае пришлось их вспомнить. Дома, отчаянно чертыхаясь и переколов все пальцы иголкой, я распорола старое школьное платье, сделала из него длинную, собранную "на живую нитку" оборку и пришила ее к "слишком короткой", по мнению завуча, юбке. Юбка стала фактически цыганской - широченной и "в пол". Ходить в ней было жуть как неудобно, но чего не сделаешь ради принципа!

В школу я явилась, подметая подолом линолеум. На голове же вместо обычной длинной косы у меня красовалось тоже цыганское "нечто". Ради этой прически пришлось заплести на ночь 25 мокрых косичек, а утром их расчесать до состояния "свободу Анжеле Дэвис" ("химию" делать на очень длинные волосы было жалко). Одноклассники хихикали, а завуч потеряла дар речи и даже вспомнила, как меня зовут. "Катя, - сказала она растерянно. - Это что?" "Все как вы сказали, - бодро рапортовала я. - Юбка длинная. А на голову понятие формы не распространяется. В голове только содержание!".

Длинную юбку я носила до конца четверти. Как же я намучилась, бегая в ней по лестнице, как сочувствовала гимназисткам и барышням из Смольного института. Но - принцип же!
Завуч мимо нашего класса ходила почти зажмурившись. Даже не реагировала на сережки и косметику моих однокашниц. Победа была за нами. 

ОПРОС "РГ"