В таком ритме Обама живет уже не первую неделю. Задается этот ритм особенностями избирательной системы в США. Чтобы добиться переизбрания, президенту необходимо заручиться поддержкой 270 выборщиков. Формально именно за них - а не за самого главу государства - американцы будут голосовать 6 ноября. Избираются выборщики от каждого штата отдельно. Вот и приходится кандидатам в президенты мотаться по всей стране.
Митт Ромни - бывший губернатор штата Массачусетс. По идее он должен был бы именоваться на местном политическом жаргоне "любимым сыном" этого штата и смело рассчитывать на поддержку его выборщиков. Он, однако, на нее даже не претендует, о чем при каждом удобном случае не устает напоминать президент Обама. Дескать, вот, посмотрите, как к сопернику относятся его собственные земляки.
На самом деле объяснение кроется не столько в личных качествах Ромни, сколько опять-таки в особенностях американской избирательной системы. Политическая карта страны фактически поделена на регионы, традиционно поддерживающие одну из двух основных политических партий. Грубо говоря, оба океанских побережья вместе с расположенными на них мегаполисами - в основном за демократов. Глубинка, включая американский Юг, - по большей части за республиканцев.
Партийно-идеологическая поляризация обусловлена не только демографическими причинами, включая различия в составе населения, уровне образования и доходов и т.п. Она по сути поддерживается и усугубляется при помощи "административных ресурсов" обеих партий.
Каждые десять лет - в нулевые годы - в США производится перепись населения. По ее итогам перекраиваются избирательные округа. Это необходимо, чтобы сохранять пропорциональное представительство в Конгрессе, от этого же зависит и число выборщиков. Но при изменении границ округов партия, находящаяся у власти в данном штате, норовит сделать это так, чтобы создать максимально благоприятные условия для собственных кандидатов. В результате политическое размежевание между штатами и регионами усиливается.
Все это означает, что большинство из пятидесяти американских штатов можно заранее закрашивать в красный (республиканский) или синий (демократический) цвета. По оценкам специализированного сетевого издания "Риэл клир политикс" (РКП - Real Clear Politics, т.е. "По-настоящему ясная политика"), твердо за Обаму сейчас штаты (включая, например, Нью-Йорк, Калифорнию, Иллинойс), располагающие 142 голосами выборщиков. Твердо за Ромни - Техас и еще несколько штатов, имеющие в общей сложности 76 голосов. Но с учетом "склоняющихся" к поддержке той или иной стороны соотношение гораздо более равное: 201 голос у демократов против 191 у республиканцев.
Естественно, из этого следует, что ключевое значение имеют штаты, которые ни в одну, ни в другую колонку заведомо не занесешь. Американцы по традиции именуют их "полями сражений", но поскольку в русском языке из этого словосочетания прилагательного не сделаешь, можно называть их просто спорными. На сегодняшний день РКП насчитывает 11 таких штатов, выставляющих 146 выборщиков. Это Айова, Вирджиния, Висконсин, Колорадо, Мичиган, Невада, Нью-Гэмпшир, Огайо, Пенсильвания, Северная Каролина и Флорида.
Перечень этот, разумеется, условен. Иные политологи сужают его до девяти или даже менее штатов. Но для общего ориентирования в политической географии США он вполне пригоден. Из него ясно, например, почему кандидаты выступают в одних штатах чаще, чем в других; как выбираются места для партийных съездов и предвыборных дебатов. И как все здесь, включая и штабы самих кандидатов, выстраивают гипотетические "пути к победе" путем арифметического сложения голосов.
Конечно, при таком подходе на первый план сразу выдвигаются "штаты-тяжеловесы" - Флорида (29 выборщиков), Пенсильвания (20 голосов), Огайо (18 голосов). В первом ряду по значимости также Мичиган, Северная Каролина, Вирджиния, Висконсин (от 16 до 10 голосов). Но на самом деле по опыту известно, что решающим может оказаться буквально каждый голос и каждый штат, включая Айову (6 выборщиков) или Нью-Гэмпшир (4 человека). И тут уже политическая арифметика превращается в высшую математику: нужно решать, куда ехать самим кандидатам в президенты и вице-президенты, а также их ближайшим доверенным лицам, где и в каких объемах расходовать средства на рекламу, как лучше организовать регистрацию избирателей, как довести до максимума досрочное голосование своих сторонников. И т.д. и т.п.
До недавних пор все эти политтехнологические загадки казались более или менее пустой схоластикой. Обама лидировал в предвыборной гонке на всем ее протяжении, а после партийных съездов, состоявшихся в конце августа - начале сентября, стал уходить в отрыв от Ромни и в ключевых штатах. Судя по опросам избирателей, фора его во многих случаях выражалась двузначными цифрами.
Но затем действующий президент вчистую проиграл 3 октября первый раунд предвыборных дебатов в Денвере (штат Колорадо). Демократы приуныли, республиканцы воспряли духом. По данным социологов Ромни начал буквально "наступать на пятки" Обаме, а в некоторых случаях и обходить его. Выигранный действующим президентом второй раунд дебатов перелома в эту динамику пока не внес.
На сегодняшний день, по данным РКП, исследования дают следующую картину: среднее арифметическое общенациональных опросов - 0,4 процента в пользу Ромни. Айова - за Обаму (разрыв в 2,3 процента), Вирджиния - за Обаму (0,8 процента), Висконсин - за Обаму (2,0 процента), Колорадо - за Ромни (0,7 процента), Мичиган - за Обаму (4,4 процента), Невада - за Обаму (3,0 процента) Нью-Гэмпшир - за Обаму (0,8 процента), Огайо - за Обаму (2,4 процента), Пенсильвания - за Обаму (5,0 процента), Северная Каролина - за Ромни (4,7 процента), Флорида - за Ромни (2,5 процента).
Понятно, что неспециалисту все эти цифры практически ничего не говорят. Таким людям местные политологи советуют следить за одним ключевым штатом - Огайо. Там преимущество Обамы - пусть и существенно сократившееся - пока удерживается.
В целом американскую избирательную систему часто критикуют за архаичность и чрезмерную усложненность. Критика во многом обоснованна. Но не следует забывать, что эта система - один из самых действенных механизмов сохранения и укрепления всей американской государственности. Она изначально формировалась прежде всего для защиты интересов штатов, а не федерального центра. И до сих пор заставляет претендентов на место в Белом доме считаться с интересами и заботами людей на местах - от громадных Калифорнии и Нью-Йорка до крошечных Род-Айленда и Нью-Гэмпшира.