Освобождение дорог от рельсов в пользу машин началось в Москве с 1992 года, когда их сняли с Автозаводского моста. Затем - в 1995-м, с проспекта Мира, в 1999-м - с Нижней и Верхней Масловки, с Вятской и 1-й Хуторской улицы. Всего в списке "Мосгортранса" десять участков (см. схему), на которых Москва избавилась от трамвая. Москвичи до сих пор не могут простить столичным властям его ликвидацию на 1-м Боткинском проезде и Ленинградском проспекте - жители остались без удобного сообщения с метро. При этом, как сообщает пресс-служба "Мосгортранса", юридических оснований, например, постановления правительства Москвы, для снятия трамвайных путей на участке не было.
На Волоколамском шоссе от улицы Панфилова до станции метро "Сокол" рельсы убрали в 2008 году на три месяца на время реконструкции Волоколамского и Ленинградского шоссе. Три месяца растянулись на четыре года. В общей сложности были закрыты 4 маршрута и еще 11 существенно укоротились. Освободившуюся землю отдали машинам.
Все это время общественники пытались защитить трамвай. В пример приводили зарубежные страны, где с ростом парка автомобилей сначала тоже пускали трамвайные рельсы на переплавку. Потом начали возвращать их обратно - чем шире становились дороги, тем больше на них оказывалось машин, тем крепче пробки... И приходило, наконец, понимание: единственный выход уберечь город от транспортного коллапса - не освобождать дорогу автомобилям, а, напротив, ограничивать им проезд. Москва наступила на те же грабли: трамвай убрали, а пробки выросли еще больше.
А теперь возвращается и трамвай. Как рассказал "РГ" Кирилл Бесценко, замруководителя департамента транспорта, к 1 сентября 2013 года запланировано частичное возобновление маршрута N 5. Для него восстановят рельсы и смонтируют остановки по Трифоновской улице и ул. Гиляровского. Затем к 15 января 2014 года восстановят криволинейный участок на пересечении этих улиц и установят светофоры реверсивного движения. А к 15 мая того же года обещают закончить проектные и строительные работы трамвайной линии от Трифоновской улицы до Рижской площади, где появится разворотное кольцо трамвая. Таким образом, трамвай свяжет Белорусский и Рижский вокзалы, а также Комсомольскую площадь и Рижский вокзал.
В первом квартале 2013-го запланированы также восстановление трамвайного движения в районе станции метро "Сокол" и реконструкция путей на участках Авиационная улица - улица Курчатова, Новощукинская улица - Живописная улица, Таллинская улица - улица Маршала Катукова, а также линии по улице Панфилова в районе станции метро "Сокол".
Кстати
В рамках разработки транспортной стратегии города Москвы дептранс разработал схему с 12 потенциальными коридорами для строительства линий магистрального наземного городского транспорта. Имеется в виду легкорельсовая транспортная система и система скоростных автобусных перевозок. Сейчас определяется список ориентировочных капзатрат на организацию линий в каждом из этих коридоров.