Общая стоимость первоочередных мероприятий - 58,4 миллиарда рублей, заявил глава РЖД Владимир Якунин на совещании по вопросам перспективного развития железнодорожного сообщения. Начать строительство собираются в этом году.
Малое кольцо должно разгрузить столичный транспортный узел. Сейчас оно представляет из себя неэлектрифицированный железнодорожный путь, который используется в основном для обеспечения транзита грузов.
"Москва является на самом деле застрельщиком и инициатором активизации работы", - рассказал Якунин. Ведь пассажиров можно будет перевезти столько же, сколько и в метро, и это разгрузит столичный бюджет от необходимости строить подземку. "Плюс будут созданы современные пересадочные пункты, которые могут использоваться и как центры социальной активности, и деловые центры", - пояснил он.
"Мне показалось, что этот проект привлечет значительные частные средства в развитие всей сопряженной инфраструктуры, вокзальных комплексов, вообще в строительство вокруг этих комплексов, будет синергетический эффект. Огромные инвестиции в Москву будут, очень большие", - рассчитывает и вице-премьер Аркадий Дворкович.
Владимир Путин согласился с доводами и предложил, чтобы план создания железнодорожного кольца в Москве утверждался на правительстве. "Тогда мы сможем достичь необходимой дисциплины и в организации работ, и в финансировании", - считает он.
Помимо этого, на совещании говорили о развитии скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения. Первые шаги хотелось бы сделать до чемпионата мира по футболу, подчеркнул президент.
Проект движения по маршруту Москва - Санкт-Петербург и обратно со скоростью 350 км/ч появился в конце 70-х годов, рассказал глава минтранса Максим Соколов. Но обойдется он в сумму около триллиона рублей.
В рамках подготовки к ЧМ-2018 прорабатывались варианты подешевле: маршруты со скоростью 200 километров в час. Это Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург, Москва - Ярославль, Москва - Санкт-Петербург и Москва - Сочи. Для большинства не нужно выделенное полотно, а требуются вторые или третьи пути, новые вагоны и усовершенствованное управление. По каждому направлению необходимо около 200-250 миллиардов рублей.
То есть нужно выбирать между скоростным и высокоскоростным движением, объяснил Соколов. А также определиться с направлениями.
Президент предложил над этим подумать и рассказал, как найти финансирование. "Мы многократно обсуждали вопросы, связанные с возможным выпуском инфраструктурных облигаций. Нужно принять соответствующие решения, которые позволили бы тем, кто распоряжается, скажем, пенсионными накоплениями, использовать эти средства на инфраструктурные проекты, в частности, прежде всего на скоростное движение", - заявил он.
По словам Дворковича, проект постановления готов, дорабатывается в аппарате правительства. Документ будет принят до 1 декабря. "Таким образом, как только будет готов первый проект, первое финансирование может быть сразу поднято, то есть облигации могут быть выпущены в первой половине следующего года", - объяснил вице-премьер.
Предварительный проект по Москве и Санкт-Петербургу уже есть, готово и технико-экономическое обоснование (ТЭО), сообщил Якунин. В ответ на замечание президента, что нужно подумать и о других городах, он рассказал о направлении на Казань и Екатеринбург. "По количеству людей, которые проживают в полигоне этого высокоскоростного движения, это более высокая плотность, большее количество населения, чем даже на направлении Москва - Санкт-Петербург", - пояснил глава РЖД.
"То есть, скажем, у нас тайминг такой: до начала декабря правительство принимает решение по использованию пенсионных накоплений, организует работу с инвестфондом, выделяет средства на подготовку ТЭО по приоритетным направлениям, кроме Москвы и Петербурга", - подвел итог дискуссии Владимир Путин.
Также в конце недели под личным руководством Верховного главнокомандующего прошли учения Стратегических ядерных сил (СЯС). В таком масштабе они проводились впервые в новейшей истории России.
Между тем
Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве. До 1 декабря правительству предстоит определить ответственное ведомство и утвердить правила ведения реестров пострадавших, а до 1 февраля 2013 года вместе с региональными властями провести инвентаризацию "проблемных" объектов. До 1 марта правительство должно утвердить комплекс мер по минимизации рисков в сфере долевого строительства.