Новая железнодорожная станция Березники может быть построена на расстоянии 2,5 километра от той, где засыпан второй провал. Об этом заявил начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов по итогам совещания с министром природных ресурсов РФ Сергеем Донским.
Начальник СвЖД отметил, что выводы ОАО "Галургия" в горно-геологическом обосновании о развитии провалов на территории железнодорожного узла не позволяют принять решение о восстановлении станции в ранее существующих границах. Кроме того, расширение третьего провала, произошедшее 12 сентября 2012 года, резко обострило обстановку в непосредственной близости от действующей инфраструктуры станции.
- Расстояние от опасной зоны до жизненно-важных объектов РЖД ставит под угрозу организацию эксплуатационной работы на станции Березники, - подчеркнул Алексей Миронов. - В этой ситуации строительство новой станции на перегоне Березники - Заячья Горка - единственно правильное решение, которое необходимо реализовать в кратчайшие сроки: предпроектные проработки и проектирование осуществить в 2013 году, строительство - в 2014-м. Таким образом, в течение двух лет можно построить новую станцию, которая будет расположена на не подработанном твердом основании, в 2,5 километра от существующей сегодня станции Березники.
Железнодорожники подчеркивают, что после образования второго провала осенью 2010 года станция Березники перестала осуществлять перевозочную и маневровую деятельность в полном объеме. В результате все 14 путей пассажирского, грузового и сортировочного парков были укорочены по длине на треть и стали тупиковыми. В связи с этим технологическое время на формирование и расформирование подвижного состава увеличилось в 1,7 раза. К примеру, с большими потерями и затратами для железной дороги происходит формирование отправительских маршрутов, полносоставных и полновесных поездов погрузки филиала крупной химической компании. Все маневровые передвижения по станции при отсутствии сортировочной горки осуществляются путем осаживания вагонов только через четную горловину. А это существенно увеличивает время подачи вагонов под погрузку, уборку с фронтов выгрузки, а также прием и отправку составов.
- Сейчас работа на станции, в том числе с опасными грузами второго класса опасности, осуществляется в напряженных условиях, - подчеркивают в пресс-службе СвЖД. - Такое положение дел требует принятия немедленных мер для организации бесперебойного и гарантированно безопасного грузового движения в Березниковско-Соликамском узле.
Справка "РГ"
Воронка на железнодорожных путях образовалась 25 ноября 2010 года. Под одним из путей образовался провал, в который упал железнодорожный вагон с минеральными удобрениями. Яма вышла за границы станции, при этом в нее провалились два десятка частных гаражей. Поначалу специалисты считали, что причиной провала стали карстово-суффузионные процессы. Но позднее ученые назвали причиной ЧП целый комплекс природных и техногенных явлений: оказалось, что поступающие в затопленную шахту "Уралкалия" рассолы образовали под железнодорожными путями полость, которая, в конце концов, вызвала разрушения в поверхностных слоях грунта.
В ноябре 2011 года власти и "Уралкалий" отчитались о завершении операции по засыпке второго провала. Провал, в шутку прозванный местными жителями "малышом", размером с два футбольных поля (123 на 70 метров), заполнили миллионом тонн песчано-гравийной смеси (15,5 тысяч вагонов материала). Инвестором проекта выступила компания "Уралкалий", потратившая на засыпку 300 миллионов рублей. Однако, 4 декабря 2011 года рядом со вторым провалом образовался третий, достигший в конце концов размеров 130 на 106 метров. Летом 2012 года началась его засыпка, но 12 сентября произошло обрушение засыпанной песчано-гравийной смеси в подземную полость, погиб рабочий.
На последнем совещании в Березниках под председательством министра природных ресурсов РФ Сергея Донского решено создать специальную комиссию из ученых, которые дадут точный прогноз развития ситуации.