Швейцарский режиссер и постановщик Мило Рау планировал показать чтение запрещенного для распространения в СМИ главного заявления норвежского преступника в рамках конгресса Power and Dissent, который проходил с пятницы по воскресенье в стенах веймарского театра. Он был организован "Международным институтом политического убийства" (International Institute of Political Murder) при финансовой поддержке федерального фонда содействия культуре.
Как Мило Рау рассказал "РГ", главный замысел конгресса - показать источники государственного насилия. Инсценировка "Заявление Брейвика", по словам Рау, должна была символизировать сопротивление личности против государства, которое не предоставляет ему возможности самовыражения.
Мило Рау удалось получить текст запрещенного выступления Брейвика от одной из известных журналисток, тайно записавшей судебный процесс на диктофон. Почему национальный театр Веймара без предупреждения за два дня до конгресса запретил инсценировку, режиссер объясняет извечным страхом восточных немцев перед государственной властью. Рау утверждает, что постановка была полностью легальной и до этого даже обсуждалась с юридическими органами Норвегии. Мило Рау пожаловался на отсутствие художественной свободы в бывшей Восточной Германии.
Главный управляющий театра Томас Шмидт, однако, в разговоре с "РГ" объяснил, что настоящей сценической постановкой чтение "Заявления Брейвика" лишь одной актрисой назвать нельзя. Театр отказался от предоставления своей сцены по нескольким причинам. Во-первых, аморальным было бы зачитывать заявление массового убийцы в рамках конгресса, проходящего в общественном театре. Во-вторых, текст постановки не был доступен широкой общественности и приобретен в обход закона. И самое главное - простое зачитывание заявления еще нельзя называть художественным актом, который бы вписывался в рамки полноценной театральной постановки с продуманной сценографией.
По согласованию с автором и режиссером Мило Рау чтение заявления Брейвика прошло в соседнем кинотеатре. В последующей дискуссии зрители обсуждали банальность тезисов Брейвика, основанных на подтасовке исторических и политических фактов, и пришли к выводу о том, что общественность по праву не уделила им серьезного внимания. Дальнейший показ постановки на сценах Германии не предусмотрен.