Под председательством Александра Калягина в Союзе театральных деятелей прошел "круглый стол" с участием ректоров крупнейших театральных вузов страны. Всех их волнуют и новые критерии "эффективности", как они сформулированы в принятом Госдумой проекте закона. В частности, количество докторов и кандидатов наук. По этим критериям Петр Фоменко никогда бы не набрал свой знаменитый курс, ставший затем театром, - ведь ученого звания у него не было. Ректор Высшего театрального училища им. Щепкина Борис Любимов всерьез обеспокоен: "Почему во время войны находились средства для того, чтобы организовать обучение актеров и режиссеров?.. Нам придется обходить закон, по которому главным критерием становится число докторов. Возможно, в 1943 году можно было заставить Качалова и Тарханова писать диссертации, но Соломин и Захаров этого делать не станут".
Не станет и ректор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Лев Сундстрем через проходную контролировать опоздания преподавателей, как рекомендовано в результате мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений. Ректоры опасаются требования оптимизировать оплату труда до декабря 2012 года. На деле она означает сокращение рабочих мест: ведь только так можно привести грошовую зарплату преподавателей театральных вузов в соответствие со среднемесячной по региону.
Теперь театральные школы, как и все вузы, будут называть "образовательной организацией высшего образования" (ООВО).
Евгений Князев, ректор института имени Щукина, позволил себе "крик души": "Мы только и делаем, что переименовываемся. Борис Захава 60 лет был ректором, его задача была воспитывать студентов. А мы занимаемся бумагами больше, чем студентами".
Председатель СТД Александр Калягин указал на очередной абсурд законодательства: "Благодаря министерству культуры нам только недавно удалось сделать так, чтобы 88-я статья закона признала сам факт наличия художественного образования. Теперь министерство образования и науки проводит курс на укрупнение. Нашему делу он грозит катастрофой. Два крупнейших вуза - ГИТИС и Петербургская Академия - все равно очень маленькие. Что же говорить о Школе-студии МХАТ, институтах Новосибирска, Екатеринбурга, Ярославля?" Сергей Куценко, ректор Ярославского Государственного театрального института, озвучил цифру: "У нас всего 160 студентов, и с такой численностью мы не можем соответствовать представлениям об эффективности".
Ректор РАТИ-ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева считает, что пришло время защищать права нового меньшинства - сообщества театральных и вообще художественных вузов. Борис Любимов за всей идеологией укрупнения и слияния углядел простую заинтересованность в привлекательной недвижимости.
Едва подоспевший к финалу заместитель министра культуры Григорий Ивлиев заявил, что его ведомство не заинтересовано в сокращении числа творческих вузов. "Мы не ставим цель расформировать, сократить количество творческих вузов. Все процессы оптимизации будут идти без ущерба для образовательного процесса".