- Какие приоритеты налоговой политики будут доминирующими в нынешней бюджетной трехлетке?
- В трехлетней перспективе 2013-2015 годов приоритеты правительства в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее, - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основные цели налоговой политики - поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. При этом главная задача налоговой политики - это поддержка сбалансированности бюджетной системы РФ. Решать ее непросто, ведь необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.
- Можете назвать конкретные налоговые новации, которые сопряжены с решением вопросов бюджетной стабильности?
- Пожалуй, сразу же назову федеральный закон о бессрочной нулевой ставке по налогу на прибыль и других налоговых льготах для сельхозпроизводителей. Проект документа был внесен группой депутатов-"единороссов" в пакете законов, направленных на смягчение последствий для аграрно-промышленного комплекса при вступлении России во Всемирную торговую организацию. Закон устанавливает бессрочную нулевую ставку по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей. Также в документ были внесены поправки, согласно которым до 31 декабря 2017 года устанавливается ставка 10% по НДС для племенного скота, его семенного материала, а также племенных яиц, именно такая ставка на все виды племенной продукции является оптимальной. Включены поправки, освобождающие от НДФЛ суммы грантов, полученных из бюджета главами крестьянских и фермерских хозяйств. От НДФЛ также освобождаются суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера. Указанная льгота распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года. Законом предлагается с 1 января 2012 года освободить от налогообложения НДФЛ бюджетные субсидии главам крестьянских хозяйств, главам фермерских хозяйств, при их целевом использовании. И еще важно отметить льготы для потребкооперативов. Предприятиям с численностью не более 100 человек предоставлено право применять систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности до 1 января 2018 года.
- А если количество работающих на фирме превышает эту численность?
- Организации, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек за предшествующий год, лишены возможности применять ЕНВД. То есть льготы эти рассчитаны на малый и средний бизнес в сельском хозяйстве. Также определенную стабильность в сферу оборота земель сельхозназначения внесет и законопроект "О внесении изменений в статью 333-33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с земледелием целей. За госрегистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо занимающегося строительством на таком земельном участке уплачивается госпошлина в размере 200 руб. Также законопроект предлагает установить единый размер госпошлины (200 руб.) за госрегистрацию прав на участки из земель сельхозназначения, независимо от вида их разрешенного использования. В принципе на программу "Развитие сельского хозяйства" в новом бюджете предусмотрены значительные средства, по сравнению с текущим годом.
Общий объем финансирования из федерального бюджета составит 158,3 млрд руб. с последующим увеличением объема финансирования каждый год на цели реализации этой программы.
- Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект, который затрагивает вопросы учета организаций в налоговых органах. Что меняется?
- Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения. Ответственные участники консолидированной группы налогоплательщиков ставятся на учет тем налоговым органом, который зарегистрировал договор о создании консолидированной группы. Постановка происходит в течение пяти суток со дня регистрации.
- Особый упор в налоговой политике делается на акцизные ставки?
- По сравнению с размерами ставок акцизов, утвержденными Федеральным законом на 2013-2014 годы, ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов предлагается проиндексировать во втором полугодии 2013 года в среднем на 6%. На спиртосодержащую и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, а также на этиловый спирт, ввозимый в РФ или реализуемый организациям, не уплачивающим соответствующие платежи, акциз предлагается повысить на 25%. Индексация акцизов на вина и пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно по сравнению с 2014 годом предусматривается на 10%. Также на 10% предлагается увеличить ставки акцизов на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (90 л.с.).
- Также вводятся новые нормативы в энергосекторе?
- Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятый в первом чтении, вводит льготы в отношении попутно добываемых полезных ископаемых. Одним из них признан метан. Высокая себестоимость промышленной добычи метана угольных пластов в настоящее время делает его неконкурентоспособным на мировом рынке сырья по сравнению с традиционно добываемым горючим природным газом и обусловливает его применение, главным образом, в непосредственной близости от места добычи. Мировой опыт свидетельствует о перспективности добычи метана угольных пластов при соответствующей поддержке государства. В странах, лидирующих по его добыче (США, Канада, Австралия), законодательство предусматривает меры налогового стимулирования, способствующие эффективной реализации проектов добычи метана угольных пластов. В целях развития промышленной добычи метана угольных пластов, имеющей достаточно высокий потенциал роста среди всех проектов развития альтернативных источников газа в России, законопроект предусматривает освобождение добычи метана от налогообложения. А вот проект закона "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает различные вариации ставок НДПИ на природный газ. В 2013 году она составит 622 руб., с 1 января по 31 декабря 2014 года возрастет до 700 руб. и затем, начиная с 1 января 2015 года, - до 788 руб. Указанные ставки применяются налогоплательщиками, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения. Для других категорий налогоплательщиков сохраняется право применения понижающего коэффициента, и в 2013-2015 годах он составит: 0,646 (с 1 июля по 31 декабря 2013 г.), 0,673 (с 1 января по 31 декабря 2014 г.), 0,701 (с 1 января 2015 г.). Это позволит сократить значительный разрыв между уровнями налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли. Есть и другие резервы налоговых поступлений в бюджет. Это постепенное снижение льгот по налогу на имущество, земельному налогу, эти меры дадут дополнительные ресурсы для регионов.