22.10.2012 23:00
Поделиться

Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы"
Вносится Правительством Российской Федерации

Статья 1

Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 2, ст. 198; 1998, № 2, ст. 227; № 30, ст. 3631; 1999, № 12, ст. 1406; 2001, № 11, ст. 1002; 2003, № 24, ст. 2250; № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4379; 2005, № 14, ст. 1213, ст. 1214; № 19, ст. 1753, ст. 1754; 2006, № 15, ст. 1575; № 19, ст. 2059; 2007, № 24, ст. 2834; № 30, ст. 3756, ст. 3808; № 31, ст. 4011; № 49, ст. 6060; 2008, № 29, ст. 3412; № 30, ст. 3616; № 45, ст. 5140; № 49, ст. 5733; № 52, ст. 6216, ст. 6226; 2009, № 7, ст. 791; № 23, ст. 2761; № 52, ст. 6453; 2010, № 14, ст. 1556; № 15, ст. 1742, ст. 1752; 2011, № 1, ст. 16; № 7, ст. 902; № 27, ст. 3870; № 49, ст. 7056; № 50, ст. 7362; 2012; № 14, ст. 1551) следующие изменения:

1) статью 14 изложить в следующей редакции:

"Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними установлениями религиозных организаций с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

3. Осуществление осужденными права на свободу совести и  свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться порядок и условия исполнения и отбывания наказания, правила внутреннего распорядка учреждения уголовно-исполнительной системы, а также ущемляться права других лиц.

4. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе для совершения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний и личных встреч приглашаются священнослужители официально зарегистрированных религиозных организаций (далее - священнослужители религиозных организаций) по выбору осужденных.";

2) дополнить статьей 6022 следующего содержания:

"Статья 6022. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в исправительных центрах

1. В исправительных центрах осужденным разрешается совершение религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, пользование религиозной литературой и предметами религиозного назначения индивидуального пользования, кроме колюще-режущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо предметов представляющих собой культурную и историческую ценность. Перечень разрешенных к пользованию осужденными предметов религиозного назначения индивидуального пользования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с соответствующими централизованными религиозными организациями.

2. Осужденным к принудительным работам по их просьбе администрацией исправительного центра может быть дано разрешение на посещение мест культовых зданий и сооружений, находящихся за пределами исправительного центра.";

3) дополнить статьей 1101 следующего содержания:

"Статья 1101. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в исправительных учреждениях

1. В исправительных учреждениях осужденным разрешается совершение религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, пользование религиозной литературой и предметами религиозного назначения индивидуального пользования, кроме колюще-режущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо предметов, представляющих собой культурную и историческую ценность. Перечень разрешенных к пользованию осужденными предметов религиозного назначения индивидуального пользования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с соответствующими централизованными религиозными организациями.

2. Участие в религиозных мероприятиях, обрядах и церемониях, а также личных встречах со священнослужителями религиозных организаций осуществляется по личному заявлению осужденного. С этой целью администрация исправительного учреждения обеспечивает соответствующие условия для их проведения. Предоставление для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, а также личных встреч со священнослужителями религиозных организаций помещений осуществляется администрацией исправительного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к оборудованию таких помещений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с соответствующими централизованными религиозными организациями.

3. Порядок подачи и рассмотрения личного заявления, указанного в части второй настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.";

3) дополнить главой 151 следующего содержания:

"Глава 151. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Статья 1192. Осуществление деятельности священнослужителей религиозных организаций в исправительных учреждениях


1. В целях оказания содействия деятельности священнослужителей религиозных организаций в исправительных учреждениях между исправительным учреждением и религиозной организацией заключается соглашение о взаимодействии. Требования к содержанию соглашения о взаимодействии, обязательные для включения в соглашение о взаимодействии с исправительными учреждениями, и порядок его заключения исправительным учреждением утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Соглашение о взаимодействии заключается между исправительным учреждением и религиозной организацией по согласованию с соответствующим территориальным органом уголовно-исполнительной системы и централизованной религиозной организацией, в структуру которой входит религиозная организация, участвующая в соглашении.

2. Священнослужители религиозных организаций при осуществлении своей деятельности в исправительных учреждениях руководствуются законодательством Российской Федерации и соглашением о взаимодействии. При посещении исправительного учреждения священнослужители религиозных организаций обязаны соблюдать действующие на его территории правила внутреннего распорядка, а также законные требования администрации учреждения.

3. При посещении исправительного учреждения священнослужители религиозных организаций вправе проносить с собой предметы, необходимые для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний. Перечень предметов, разрешенных к проносу священнослужителями религиозных организаций, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по представлению централизованной религиозной организации.

4. Порядок реализации администрацией исправительного учреждения права производства досмотров, установленных частью шестой статьи 82 настоящего Кодекса, в части досмотров священнослужителей религиозной организации, их вещей и транспортных средств, а также предметов, необходимых для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по возможности с учетом внутренних установлений религиозных организаций.

5. Проведение режимных мероприятий на территории культового объекта, расположенного в исправительном учреждении, а также массовых религиозных мероприятий, обрядов и церемоний осуществляется в порядке и с соблюдением условий, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

6. Религиозные мероприятия, обряды и церемонии в исправительном учреждении проводятся по графику, установленному религиозной организацией, при условии его согласования с администрацией учреждения на соответствие действующим на территории учреждения правилам внутреннего распорядка.

Статья 1193. Личные встречи осужденных со священнослужителями религиозных организаций в исправительных учреждениях

1. Осужденным к лишению свободы на территории исправительного учреждения на основании их заявлений предоставляются личные встречи со священнослужителями религиозных организаций без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая.

2. Личные встречи предоставляются с соблюдением действующих на территории исправительного учреждения правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя религиозной организации личная встреча предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц, с использованием технических средств видеонаблюдения.

Статья 1194. Порядок совершения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний различными категориями лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, а также предоставления им личных встреч со священнослужителями религиозных организаций

1. Осужденные к отбыванию наказания в тюрьмах проводят религиозные мероприятия, обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в специально оборудованных помещениях в соответствии с традициями религий, которые они исповедуют.

2. К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, карцерах, одиночных камерах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, дисциплинарных изоляторах и осужденным к смертной казни по их просьбе приглашаются священнослужители религиозных организаций. Личные встречи указанным осужденным со священнослужителями религиозных организаций предоставляются в соответствии с правилами, установленными статьей 1193 настоящего Кодекса.

3. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные мероприятия, обряды и церемонии с приглашением священнослужителей религиозных организаций.";

4) часть седьмую статьи 158 изложить в следующей редакции:

"7. К осужденным, арестованным в дисциплинарном порядке, по их просьбе приглашаются священнослужители религиозных организаций, по выбору осужденных. Личные встречи указанным осужденным со священнослужителями религиозных организаций предоставляются в соответствии с правилами, установленными статьей 1193 настоящего Кодекса. Осужденные, арестованные в дисциплинарном порядке, участвуют в проведении религиозных мероприятий, обрядов и церемоний в соответствии со статьей 1192 настоящего Кодекса";

5) подпункт "е" части второй статьи 185 изложить в следующей редакции:

"е) иметь личные встречи со священнослужителями религиозных организаций;".

Статья 2

Внести в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации; 1998, № 30, ст. 3613; 2000, № 26, ст. 2730; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2007, № 7, ст. 831; № 24, ст. 2834; 2009; № 39, ст. 4537) следующие изменения:

1) статью 7 дополнить частью шестой следующего содержания:

"Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашение о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.  Требования к содержанию соглашения о взаимодействии, обязательные для включения в соглашение о взаимодействии с территориальным органом уголовно-исполнительной системы, и порядок его заключения территориальным органом уголовно-исполнительной системы утверждаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы.";

2) статью 8 дополнить частью второй следующего содержания:

"Федеральный орган уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы вправе заключать соглашение о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.";

3) статью 11 дополнить частью седьмой следующего содержания:

"Имущество религиозного назначения, находящееся в федеральной собственности, расположенное на территории учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, передается религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 29, ст. 2759; 1998, № 30, ст. 3613; 2003, № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711; 2007, № 30, ст. 3808; № 31, ст. 4011; 2009; № 39, ст. 4538; 2010, № 27, ст. 3416; 2011, № 1, ст. 46; № 17, ст. 2319; № 49, ст. 7056) следующие изменения:

1) статью 6 дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:

"Подозреваемым и обвиняемым гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними установлениями религиозных организаций с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Подозреваемые и обвиняемые вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними";

2) пункт четырнадцатый части первой статьи 17 изложить в следующей редакции:

"14) совершать религиозные мероприятия, обряды и церемонии, пользоваться религиозной литературой и предметами религиозного назначения индивидуального пользования для нательного или карманного ношения, кроме колюще-режущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо предметов, представляющих собой культурную и историческую ценность;";

3) часть третью статьи 18 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных статьей 182 настоящего Федерального закона"

4) дополнить статьей 182 следующего содержания:

"Статья 182. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах

Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними установлениями религиозных организаций с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах, разрешается пользование религиозной литературой и предметами религиозного назначения индивидуального пользования, кроме колюще-режущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо предметов, представляющих собой культурную и историческую ценность. Перечень разрешенных к пользованию подозреваемыми и обвиняемыми предметов религиозного назначения индивидуального пользования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с соответствующими централизованными религиозными организациями.

Осуществление подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах, права на свободу совести и  свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться Правила внутреннего распорядка, а также ущемляться права других лиц.

К подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах, по их просьбе и с письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, для совершения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний и личных встреч приглашаются священнослужители официально зарегистрированных религиозных организаций (далее - священнослужители религиозных организаций) по выбору подозреваемых и обвиняемых.

Участие в религиозных мероприятиях, обрядах и церемониях, а также личных встречах со священнослужителями религиозных организаций осуществляется по личному заявлению подозреваемого или обвиняемого, содержащихся в следственном изоляторе, и с письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. С этой целью администрация следственного изолятора обеспечивает соответствующие условия для их проведения. Предоставление для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, а также личных встреч со священнослужителями религиозных организаций помещений осуществляется администрацией следственного изолятора в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к оборудованию таких помещений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с соответствующими централизованными религиозными организациями.

Порядок подачи и рассмотрения личного заявления, указанного в части пятой настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В целях оказания содействия деятельности священнослужителей религиозных организаций в следственных изоляторах между следственным изолятором и религиозной организацией заключается соглашение о взаимодействии. Требования к содержанию соглашения о взаимодействии, обязательные для включения в соглашение о взаимодействии со следственными изоляторами, и порядок его заключения следственным изолятором утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Соглашение о взаимодействии заключается между следственным изолятором и религиозной организацией по согласованию с соответствующими территориальным органом уголовно-исполнительной системы и централизованной религиозной организацией, в структуру которой входит религиозная организация, участвующая в соглашении.

Священнослужители религиозных организаций при осуществлении своей деятельности в следственных изоляторах руководствуются законодательством Российской Федерации и соглашением о взаимодействии. При посещении следственного изолятора священнослужители религиозных организаций обязаны соблюдать действующие на его территории Правила внутреннего распорядка, а также законные требования администрации следственного изолятора.

При посещении следственного изолятора священнослужители религиозных организаций вправе проносить с собой предметы, необходимые для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний. Перечень предметов, разрешенных к проносу священнослужителями религиозных организаций, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по представлению централизованной религиозной организации.

Порядок досмотра священнослужителей религиозной организации, их вещей и транспортных средств, а также предметов, необходимых для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по возможности с учетом внутренних установлений религиозных организаций.

Проведение режимных мероприятий на территории культового объекта, расположенного в следственном изоляторе, а также массовых религиозных мероприятий, обрядов и церемоний осуществляется в порядке и с соблюдением условий, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах, на территории следственного изолятора на основании его заявления и письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, предоставляются личные встречи со священнослужителями религиозных организаций продолжительностью до двух часов.

Личные встречи предоставляются с соблюдением Правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменных согласий  лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, и священнослужителя религиозной организации личная встреча предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения.".

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" следующие изменения:

1) часть третью статьи 16 изложить в следующей редакции:

"3. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.";

2) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

"3.1 Проведение религиозных мероприятий, обрядов, церемоний и личных встреч в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, а также в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осуществляется религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

Президент

Российской Федерации

В.Путин

Пояснительная записка

Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р (далее - Концепция).
В сфере духовно-нравственного воспитания осужденных Концепцией предполагается развитие сотрудничества с традиционными конфессиями, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализации совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов.

В этих целях законопроектом совершенствуется порядок обеспечения свободы совести и вероисповедания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью  14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК), предусматривающую права осужденных в сфере обеспечения свободы совести и вероисповедания.

Предлагаемой законопроектом главой 15.1 подробно регулируется  порядок проведения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний, а также личных встреч священнослужителей религиозных организаций с осужденными.

Статьей 2 законопроекта предлагается законодательно закрепить порядок взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями.
В целях обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, на свободу совести и вероисповедание законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Так, законопроектом предлагается подробно раскрыть порядок проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, а также личных встреч священнослужителей религиозных организаций с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах.

В интересах следствия законопроектом предусматривается обязательное письменное разрешение органа или лица, в чьем производстве находится уголовное дело, на проведение соответствующих религиозных мероприятий.

В Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" вносятся корреспондирующие изменения.

Поделиться