Новости

23.10.2012 00:23
Рубрика: Общество

"03" - частный вызов

В Краснодаре заработала первая частная "скорая помощь"
Горожане могут вызвать специальную бригаду медиков в любое время суток. Врачи помогут просто транспортировать больного, а если понадобится, даже прямо в пути принять роды или оказать первую помощь травмированному ребенку.

Правда, за все эти услуги придется заплатить. Сам же вызов бригады для взрослого человека стоит две с половиной тысячи. За осмотр ребенка придется заплатить на 500 рублей больше. А вот "оказание мероприятий интенсивной терапии" бригадой педиатров стоит уже чуть более пяти тысяч рублей. Кстати, медики могут и подежурить на массовых мероприятиях: в час - от полутора тысяч.

- Мы не пытаемся конкурировать с муниципальной "скорой". Наши бригады не соперники, а помощники друг для друга. Ведь цель одна - помочь пациенту, - говорит главный врач частной "скорой помощи" Сергей Кузнецов. - Согласитесь, чем больше врачей будет на выезде, тем большему количеству пациентов - и за более короткое время - сможем оказать помощь. Работаем мы чуть больше недели, поэтому пока вызовов не так много. Тем не менее, оснащение у нас гораздо лучше, к тому же нет загруженности - машины прибывают к месту вызова гораздо быстрее. Сейчас имеем в распоряжении три самых современных реанимобиля, шесть врачебных и три педиатрические бригады. И продолжаем набирать персонал.

Дежурят здесь сутки через трое. Принимают только опытных медиков, в основном персонал среднего возраста со стажем в 10-15 лет. Основное требование к водителям - хорошее знание города, а также стаж вождения без нарушений правил дорожного движения.

Вызов бригады для взрослого человека стоит две с половиной тысячи. За осмотр ребенка придется заплатить на 500 рублей больше. А вот "оказанное мероприятие интенсивной терапии" - более пяти тысячи

Чтобы понять, как все это действует, корреспонденты "РГ" отправились на подстанцию первой частной во всем регионе "скорой помощи".

Начинается все с оператора, который принимает звонки о помощи. В распоряжении два телефона - стационарный и мобильный. Операторы имеют медицинскую и психологическую подготовку. Эти навыки "очень помогают, когда принимаешь вызов".

Заказчик может попросить приехать как через час, так и через неделю. Звонят уже не только из Краснодара, но и из близлежащих поселков. Правда, выезд в пригород дороже - каждый дополнительный километр обойдется в сто рублей.

Узнав характер помощи, которая потребуется, оператор передает заказ медикам. Водитель намечает самый оптимальный маршрут. В новенький микроавтобус садятся врач и фельдшер. Внутри есть, пожалуй, все, что может только понадобиться врачу и пациенту. Начиная от крана с очищенной водой и кондиционера (для южного региона довольно важный атрибут), заканчивая новейшим оборудованием. Тут же: носилки двух видов (мягкие переносные и жесткие), аппарат искусственной вентиляции легких, кислородный баллон, подключенный к специальной маске. В небольшом шкафу акушерский набор. Есть и аппарат, который позволяет измерить уровень кислорода в крови. Для пациентов с переломами - специальные ортопедические воротники, шины и вакуумный матрац.

В углу один из очень важных приборов - небольшой дефибриллятор, который в нужную минуту может спасти человеку жизнь. Чтобы проверить работу сердца, под рукой и новенький электрокардиограф. Недалеко небольшой сейф, где хранятся сильнодействующие наркотические препараты.

В кабине водителя находится видеорегистратор и спутниковая система навигации. Чтобы машину, оснащенную мигалкой, использовали только по назначению, путь следования каждого автомобиля контролируется.

- Пока в основном вызывают для перевозки. Просят доставить пациентов до больницы, а после осмотра отвезти домой. А недавно вот мужчина позвонил, жаловался на боль в ногах. Когда приехали и осмотрели, оказалось, что у него острый инфаркт миокарда с отеком легких, - рассказывает врач Сергей Анисимов. - Пациенту повезло, что приехали быстро, оказали первую помощь. Потом доставили к нужному врачу в больницу.

41-летний доктор приехал из Новороссийска, где проработал более 15 лет сначала в стационаре, а потом и в городской "скорой". Перебравшись в Краснодар, решил попробовать поработать в частной структуре.

Оплату с пациентов принимают пока наличными - выдают чек и специальный бланк осмотра. Позже данные вбиваются в компьютер уже бухгалтером. Как говорит главный врач "скорой", скоро для бригад приобретут маленькие кассовые аппараты.

У всего медперсонала своя форма - синие брючные костюмы с опознавательной эмблемой, на которой написано "В надежных руках" (так называется медцентр, на базе которого работает неотложка). Машины выкрашены в белый цвет, посередине красная полоса, на которой крупными буквами написано: "Скорая медицинская помощь".

Новую услугу уже активно обсуждают в местных интернет-блогах. Причем высказываются как положительно, так и отрицательно.

К примеру, один из пользователей пишет: "С одной стороны - частная и коммерческая - значит заинтересованность в клиентах и высокий уровень оборудования и обслуживания, но с другой - кто там работает, неизвестно". Других смущает, что в распоряжении такой "скорой" пока немного бригад - мол, "о какой скорости может идти речь, если их так мало?" "У нас вот и муниципальная не справляется, хоть и специалистов там предостаточно", - сетует блогер.

А вот другие пользователи сети, наоборот, уверены: услуга нужная, да и "отбор кадров у частников посерьезнее". К плюсам причисляют и то, что времени на обслуживание клиента в частной тратится больше, чем в муниципальной - "не 15 минут, а час". Да и врачи все время постоянно рядом - "ждут улучшений, контролируя состояние".

А вот кубанские чиновники, которым наверняка есть, что сказать, пока предпочитают отмалчиваться.

Дать комментарий по поводу открытия первой частной "скорой помощи" в министерстве здравоохранения Краснодарского края отказались (а ведь именно здесь была получена лицензия на деятельность нового предприятия). Сослались на то, что будто бы "высказываться о частном бизнесе сотрудники госучреждения не могут".

- Единственное, что могу с уверенностью сказать, - если мне или кому-то из моих родных станет плохо, я наберу номер обычной городской скорой помощи, - говорит начальник управления здравоохранения администрации Краснодара Елена Ушакова.

Возможно, представители власти еще не поняли, как относиться к новой "скорой помощи"?

Комментарий

Частные медицинские компании, имеющие в своем составе станции "Скорой помощи", начали открываться в крупных городах 10-15 лет назад. Отчасти это было ответом на плачевное состояние муниципальных станций - в них не хватало исправных автомобилей, квалифицированного персонала, современного оснащения. Неслучайно одним из первых направлений приоритетного национального проекта "Здоровье" стало переоснащение "скорой" и повышение зарплаты ее сотрудникам. С тех пор муниципальные службы несколько укрепились, но до возможностей частных клиник и их скоропомощных служб им пока далеко.

- Сегодня в одной Москве работает около 15 частных станций "Скорой помощи", - рассказал "РГ" исполнительный директор Ассоциации частных многопрофильных клиник Владимир Кукушкин. - Примерно такая же картина в Санкт-Петербурге и многих крупных городах. Частники закупают современные реанимобили, оснащают их по последнему слову реанимационной техники. Второе преимущество - они, как правило, опережают муниципальные бригады по скорости доезда, так как постоянно находятся на связи с диспетчером, и он может оперативно реагировать на возникающие проблемы. Городская "скорая", как правило, при необходимости госпитализации везет пациента в дежурную больницу, а частная имеет договоры со многими частными клиниками - пациент может сам выбирать стационар. Помимо этого частники оказывают услуги по транспортировке тяжелых и лежачих больных и т.п.

За сервис такого уровня приходится платить - в столичных городах расценки в полтора-два раза выше, чем в регионах. То есть услуги подобного рода доступны лишь при определенном достатке. Но, снижая нагрузку на муниципальную "скорую", частная тем самым помогает и тем, кто за нее платить не может.

Однако решить все проблемы экстренной медицины и она не в силах. Наша модель "Скорой помощи" самая дорогостоящая в мире - нигде больше подобные услуги на выезде не оказывают врачи, а только парамедики, которые должны лишь как можно быстрее доставить больного в стационар. И все равно мы не можем похвастать низкой госпитальной летальностью. Причина - разрыв между этапами оказания помощи. "Скорая" мчит инфарктного больного в стационар, а тут он может часами ждать осмотра кардиологом и места в реанимации. И не всегда дожидается. Исправить эту ситуацию призвана реформа "скорой помощи" - приемные отделения скоропомощных больниц должны превратиться в центры неотложной помощи со всей необходимой диагностической аппаратурой и лечением сразу от порога приемного отделения. Примерно так, как сегодня оснащена и работает уникальная больница скорой помощи в Набережных Челнах. А пока этого не будет повсюду, частная "скорая" даже со своим высоким сервисом сильно изменить ситуацию вряд ли сможет.

Подготовила Татьяна Батенёва

Общество Здоровье Филиалы РГ Кубань. Северный Кавказ ЮФО Краснодарский край Краснодар