Максим Станиславович, похоже, правительство Москвы в последние два года делает ставку в основном на непопулярные у москвичей меры. Взять хотя бы выделенные полосы на дорогах для общественного транспорта. Например, на Волоколамке. Смотришь утром на почти пустой полуэкспресс, в котором сидят две бабушки, и думаешь: разумно ли отнимать ради них целую полосу движения?
Максим Ликсутов: Невозможно ввести новую услугу так, чтобы все сразу захлопали в ладоши и побежали ее покупать. Об этом говорит весь международный опыт. Лично я убедился в этом, когда запускали поезда "Аэроэкспресса" с Белорусского вокзала в аэропорт Шереметьево. Они сразу стали ходить с интервалом 30 минут. Казалось бы, очевидно, что лучше: или в пробке сидеть и тратить полтора часа времени на дорогу, или доехать за полчаса на скоростной электричке. Тем не менее полтора года загрузка вагонов "Аэроэкспресса" была не более 25-30%. И лишь когда у пассажиров возникло доверие, что поезд придет вовремя при любых обстоятельствах, перестал стоять вопрос, на чем ехать в аэропорт. Так же и тут. Горожане потихоньку приходят к выводу, что экспрессом до центра ехать быстрее, да и приятнее по земле, чем под землей. Не случайно каждый месяц прибавляется 3-4% пассажиров, а не две бабушки, как вы говорите. В этом году на четырех существующих маршрутах полуэкспрессов проедет уже 14 млн человек. А начинали с 758 тыс. в 2011-м. Причем едут они со скоростью на 20% выше средней по городу. В Москве на "выделенках" она составляет 22 км в час, в то время как в Париже, который выделенными полосами занимается уже 15 лет, всего 12 км. Да и средняя скорость у нас выше, чем во французской столице: соответственно 12 и 10 км.
Судя по последнему рейтингу, за последний год эта средняя скорость в Москве даже снизилась. Может быть, не на тех равняемся? Ведь Париж авторы того же рейтинга включили в десять самых пробочных городов мира.
Максим Ликсутов: Это всегда больная тема, когда нас критикуют за снижение скорости. Но назовите мне город, который едет быстрее, и мы возьмем его за образец. Хочу заметить, что ни одна столица или мегаполис, сопоставимый по размерам с Москвой, пробки в час "пик" не победил. И тот же Париж, внедряя полосы для общественного транспорта, тоже прошел через волну критики, но ни одна из них не была убрана, так как у человека появляется альтернатива автомобилю, а иначе ее просто нет. Кроме того, есть ведь и другие критерии работы транспортной системы города. Например, доверие граждан, комфорт пассажиров. Вот к чему мы стремимся. Понятие же комфорта у каждого человека свое. Лично для меня, например, это выйти из здания, сесть на трамвай и доехать прямо до двери своей работы. К сожалению, так получается не всегда. Чаще всего требуются пересадки. Чем комфортнее они, тем ближе оказывается наш дом или работа. Например, в Париже и Лондоне, выйдя в центре города с одной остановки метро, видишь целый ряд других станций. Это очень удобно. У нас в Москве расстояние гораздо больше. Поэтому важно иметь на наземном транспорте больше остановок. Но чем чаще они, тем ниже скорость автобуса. И все-таки людям так удобнее. Да и количество ДТП с участием общественного транспорта с введением полос снизилось.
Значит, сеть выделенных полос будете наращивать и дальше?
Максим Ликсутов: Да. К концу 2011-го их было 8 общей протяженностью 88 км, до конца этого года добавится еще 10 протяженностью более 80 км (где именно - см. схему).
Полуэкспрессов тоже прибавится?
Максим Ликсутов: Да, два. Но это не самоцель. Спецполосы позволят сделать более насыщенной всю существующую маршрутную сеть городского транспорта - чтобы обычных автобусов ходило не менее 20 в час. То есть они будут двигаться с интервалом 3 минуты. Там, где такая загрузка невозможна из-за нехватки пассажиропотока, полосы просто не будем вводить. Но есть в городе участки с загрузкой уже более 100 единиц общественного транспорта в час. Будем там и дальше отдавать приоритет общественному транспорту. Итог этой работы уже ощутим. В часы пик в Москве (утром это с 7 до 9) общественным транспортом пользуются 84-85% горожан. Причем прибавка только 2012-го года - 118 млн пассажиров. Это огромное количество!
Но, может быть, все-таки лучше выделенные полосы создавать дополнительно, а не вырезать их из уже заполненной битком автомагистрали? Складывается впечатление, что все меры, в конечном счете, направлены против автомобилистов...
Максим Ликсутов: Это не так. Разумеется, мы отдаем себе отчет в том, что, что бы мы ни делали для улучшения общественного транспорта, какие бы вагоны ни закупали и куда бы ни дотянули метро, личный автомобиль всегда будет комфортабельнее. Поэтому мы и те же выделенные полосы по выходным открываем для личных машин. Да и примерно половины из открывшихся полос прежде не было: на их месте раньше стояли припаркованные машины. Идею же расширения дороги за счет приближения ее к жилым домам вряд ли кто поддержит. Будем честными: вы согласитесь пожертвовать тротуаром и газоном около своего дома ради машин? Скорее всего, вы скажете: нет, хочу сохранить зелень, хочу тишины. Именно так говорят большинство и москвичей, когда в ходе реконструкции дорога подходит к ним слишком близко. Поэтому для нас на первом месте сейчас - выбрать максимальную пропускную способность существующих дорог. А уж потом убирать тротуары и газоны в угоду автомобилистам и общественному транспорту.
А когда появятся нормальные транспортно-пересадочные узлы?
Максим Ликсутов: 30 плоскостных ТПУ из 100 будут приведены в порядок по поручению мэра до конца текущего года, остальные - за 2013-й. Что мы сделали, например, уже на станции метро "Войковская"? Убрали оттуда всю торговлю. Расширили заезды для общественного транспорта, зоны посадки-высадки пассажиров. Предусмотрели остановки для такси и частного транспорта. А на ближайшем заседании правительство Москвы утвердит и адресный перечень строительства капитальных ТПУ, развития автовокзалов, которые позволят удобно совместить метро с железной дорогой и другими городскими транспортными системами. Причем инвестору, который возьмется за их строительство, будет сразу поставлено условие: пассажирам должны быть отведены первый и второй этажи, а все коммерческие площади могут разместиться и выше. У нас сейчас есть полная ясность, какой пассажиропоток существует и какой ожидается со временем даже с учетом еще не построенных станций метро. Их число, я напомню, к 2020 году планируется довести с нынешних 185 до 252, а протяженность линий самой подземки - с 306 км до 450 км.
"Рогатки" в автобусах все-таки снимете, наконец? Обещали ведь! Слишком уж много времени занимает процесс посадки-высадки.
Максим Ликсутов: Назову цифру. После того как турникеты были установлены, доходы "Мосгортранса" возросли на 30%. Это большие деньги, миллиарды рублей, которые городской бюджет недополучал из-за того, что многие предпочитали ездить бесплатно. На эти средства предприятие теперь закупает новые автобусы, троллейбусы и трамваи. Низкопольные, с кондиционерами. Вина же их в длительности посадки, на мой взгляд, сильно преувеличена. Причина в другом. Более 50% пассажиров покупают билеты у водителя, мешая остальным входить в салон. В следующем году, когда в Москве будет введен единый билет на все виды городского транспорта, этот тормоз исчезнет. В кармане у вас будет карточка, с которой вы в любой момент поедете на том виде транспорта, который первым подошел в вашем направлении, в любой момент пополните ее - хоть с терминала, хоть с сотового через SMS-сообщение. Это так называемый универсальный билет. Разовый - так называемый комплексный - тоже будет удобнее. Заплатив один раз, человек сможет пользоваться в течение 90 минут всеми видами городского транспорта. Когда у 70% пассажиров будут такие билеты, турникеты перестанут быть проблемой.
Будет ли включена в единый билет и плата за электричку?
Максим Ликсутов: Мы это обязательно сделаем. Только чуть попозже. Дело в том, что система оплаты за пригородные поезда не городская, она принадлежит РЖД, следовательно, сначала нужно совместить наши информационные базы. Это довольно дорогостоящая процедура и займет больше времени, так как на каждом вокзале, на каждой станции нужно поменять и программное оснащение, и валидаторы.
Ну а тарифы-то повысятся на общественный транспорт с Нового года, как обычно?
Максим Ликсутов: Для тех, кто часто пользуется метро, автобусом, трамваем, троллейбусом, практически не вырастут, а для некоторых типов билетов даже снизятся.
А "зайцев" в Москве еще много?
Максим Ликсутов: В общественном транспорте меньше 7%. У нас другая проблема, для решения которой Мосгордума была вынуждена по инициативе департамента транспорта принять специальный закон - об увеличении штрафа за использование чужой социальной карты. Только в метро было изъято 20 тысяч таких карт. Да еще примерно столько же в наземном транспорте. За это будет установлен штраф - 2,5 тыс. руб.
А это что за зеленый пластик перед вами с надписью: Московское парковочное пространство?
Максим Ликсутов: Предоплатная карточка, с помощью которой после 1 ноября, когда в Москве стартует пилотный проект по введению платной парковки на улично-дорожной сети, можно будет поставить машину в специально отведенном месте и рассчитаться за парковку. Она будет двух номиналов: зеленого цвета - на тысячу рублей, и на 500 рублей - оранжевая. Выбрав автостоянку, вы подойдете к ближайшему парковочному автомату, забьете с помощью клавиатуры номер своей машины, приложите карту - и оплата пойдет. Вернетесь - снова приложите карту к автомату, и деньги за время, в течение которого машина находилась на парковке, будут списаны.
Напомню: в зоне пилотного проекта - на улицах Каретный Ряд и Петровка - правительством Москвы утверждена цена парковки - 50 рублей за час.
А как автовладелец узнает, сколько на карте денег осталось?
Максим Ликсутов: Точно так же, как узнаете об остатке средств на банковской карте. Можно еще посмотреть в терминале или личном кабинете. Все очень просто.
А карту где приобрести?
Максим Ликсутов: В торговых центрах, киосках по продаже печати и кассах "Мосгортранса". Продаваться она начнет буквально в ближайшие дни.
Вы говорили, что парковку можно будет оплатить и с лицевого счета мобильного телефона...
Максим Ликсутов: Да, именно этот способ, я уверен, большинство москвичей сочтут для себя наиболее удобным. В этом случае будет достаточно передать с помощью SMS-сообщения номер своей машины на наш четырехзначный номер, после чего пойдет оплата за парковку. Уезжаете - бросьте на тот же номер букву "с" - русскую или латинскую, и оплата прекратится. Все время стоянки вам будут идти SMS-напоминания о том, что ваш автомобиль стоит в зоне оплаты - мы не хотим, чтобы вы об этом забыли, особенно на первом этапе эксперимента. Наша цель не разорить москвичей, а улучшить транспортную ситуацию на дорогах. И запомните: наша система все делает в автоматическом режиме. Это поможет исключить ошибки и человеческий фактор.
Департамент информационных технологий сообщил, что на портале госуслуг (pgu.mos.ru) началась дистанционная регистрация собственников и нанимателей квартир в Центральном округе Москвы для получения парковочных разрешений. Номера принадлежащих им машин обещают включить в базу данных, что позволит владельцам оставлять свои авто на улице бесплатно с 20.00 до 8.00 утра. Это правда?
Максим Ликсутов: Правда. А 10 % машино-мест на улично-дорожной сети льготники смогут пользоваться бесплатно круглые сутки.
Вы действительно полагаете, что введение платы за парковку улучшит ситуацию на московских дорогах?
Максим Ликсутов: Ни на минуту в этом не сомневаюсь. Анализ показал, что на улицах станет на 46 тысяч автомобилей меньше. Между тем 30-40% пробок в городе возникает как раз из-за неправильно припаркованного транспорта, который сокращает пропускную способность дорог. Не будет их? Мы будем ездить быстрее, легче и более прогнозированно. Есть еще одно важное обстоятельство. Все деньги, до копейки, которые здесь будут собраны от платы за парковку, пойдут на благоустройство прилегающих территорий, потому что цель проекта - не пополнить бюджет, а сделать город комфортнее.
Но размер штрафов - 2,5 тыс. руб. за парковку в неположенном месте - Мосгордума утвердила пока только в первом чтении. Если он не будет принят, нарушения правил парковки продолжатся!
Максим Ликсутов: До 1 ноября еще есть время, и я не сомневаюсь, что данный законопроект успеет пройти остальные два чтения.
Ну а если человек сбросил с SMS номер автомобиля, а денег на счету телефона оказалось мало, и он уехал, по сути, не оплатив парковку...
Максим Ликсутов: Значит, будет оштрафован на те же 2,5 тыс. руб. Если человек зарегистрируется на портале госуслуг, то о штрафе ему напомнят и по электронной почте, и эсэмэской на сотовый телефон для того, чтобы смог вовремя оплатить. Мы договорились с коммунальными службами о том, чтобы напоминание о долге включили также в квитанцию по оплате услуг ЖКХ. То есть забыть будет практически невозможно. Но если кто-то решит все-таки проигнорировать долг, то к работе подключится служба судебных приставов. У правительства Москвы с ФССП по г. Москве формируется единая электронная база, поэтому сообщение о штрафе должник и служба приставов будут получать одновременно. Так что неуплата может закончиться, например, испорченным отпуском, когда из аэропорта вас просто не выпустят за границу, отказом выдать госномер при покупке нового авто и т. д. Мы никого не пугаем, просим: нужно внимательно отнестись к вступающим в силу новым правилам.
А цену эвакуации неправильно припаркованного автомобиля скоро утвердят?
Максим Ликсутов: Она известна: 5 тысяч рублей. Первый день машина будет находиться на штрафстоянке бесплатно, начиная со второго и все последующие - 1000 рублей за день. В начале ноября, я думаю, объявим конкурс на выбор компаний, которые займутся этим. Мы не спешили нанимать их, потому что нужны компании, хорошо оснащенные техникой, которые будут убирать машины с неположенных мест быстро и аккуратно, не угрожая безопасности людей вокруг и самому автомобилю, и в то же время - не создадут проблемы на дороге для других участников движения. Все это прописано в конкурсной документации.
Мы не спешили еще и потому, чтобы не наводнить город эвакуаторами любыми путями, а сделать все сразу удобно и правильно.
Почему хотя бы по выходным не разрешить москвичам ставить автомобили в центре на всех свободных местах улиц?
Максим Ликсутов: Тогда жителям центра негде будет поставить свои машины. У них сейчас на 230 тысяч человек приходится примерно полмиллиона авто. Если даже по одной машине поставить на улице, свободных мест не останется. Поэтому дворы в центре мы не администрируем. Жители сами определяют там правила парковки. Но места на улично-дорожной сети должны быть в обороте. Да и положение у автомобилистов не такое уж и безвыходное, можно поставить машину в капитальном паркинге. Сейчас половина из имеющихся там 54 тысяч машино-мест по рабочим дням пустуют.
Огромное спасибо за Тверскую, которую начали освобождать от машин на тротуарах. Стыдно было - идешь по центральной улице, и весь становишься грязным, пока протиснешься мимо автомобилей. Будем надеяться, что это не разовая акция...
Максим Ликсутов: Нет. Постепенно будем освобождать и другие улицы. У нас есть ведь такие, по которым в день проходит от 100 тысяч до 200 тысяч человек. Арбат, Маросейка... Люди должны иметь возможность свободно передвигаться по городу.
Недавно было поручение мэра о расширении в целом сети пешеходных улиц в городе. Оно выполняется?
Максим Ликсутов: Проекты эти разрабатываются совместно с департаментами ЖКХ, капитального ремонта жилья и Москомархитектурой. Если говорить о настоящей пешеходной зоне, какую мы хотим создать в Москве, мало закрыть улицу для движения автомобилей. Нужно продумать для нее специальное покрытие, убрать все водосточные трубы и прочую коммуникацию под землю. Продумать, как будет выглядеть инфраструктура этой улицы - навесы, скамейки, организовать бесплатный WI-FI. Работы по продлению пешеходной зоны в Столешниковом переулке, начиная от памятника Юрию Долгорукому, уже начались.
В "РГ" был на "Деловом завтраке" главный архитектор города Сергей Кузнецов. Он сказал, что не понимает постановки вопроса, почему нужно запрещать движение автомобилей для того, чтобы дать дорогу пешеходам. Не проще ли, как это сделано в Берлине, предусмотреть условия и для тех, и для других?
Максим Ликсутов: При строительстве новых улиц, конечно, так и нужно делать. Но если мы откроем старые московские переулки и для тех, и для других, комфорта не получат ни автомобилисты, ни пешеходы.
Максим Станиславович! Сейчас обсуждается, как пересадить чиновников на вертолеты, чтобы своими поездками не усложняли транспортную ситуацию на дорогах столицы. Но экстремальные ситуации бывают не только у чиновников, когда человеку буквально надо бы перелететь на другой конец города. Что тормозит создание воздушного такси?
Максим Ликсутов: Конечно, нам хотелось бы, чтобы над городом летали вертолеты. Но для этого нужно принять федеральный закон, который разрешит полеты над столицей. Это может сделать лишь правительство страны, Москва же всего лишь субъект РФ. Но в любом случае это требует решения целого ряда вопросов, касающихся аэронавигации, решений по транспортной безопасности... На этот счет идут консультации в Минтрансе РФ, и мы принимаем в них участие.
А вы не прикидывали, что воздушное такси могло бы дать городу?
Максим Ликсутов: Об этом можно судить по примеру других городов, где вертолетное движение существует уже много лет. Например, над Нью-Йорком летают 11 тысяч вертолетов. На них можно слетать на множество экскурсионных программ, облететь статую Свободы, можно взять вертолет напрокат... А в Лондоне их количество год от года уменьшается - горожанам надоело слушать шум вертушек. Так что чрезвычайно увлекаться полетами тоже не стоит.
А Москву-реку можно тоже использовать не только для экскурсий, но и для передвижения по городу? Все-таки она протекает через всю столицу! Создать водное такси, о котором тоже все время разговоры идут, реально, как вы думаете?
Максим Ликсутов: Реально, если оно будет востребовано. Мы обсуждали эту тему с рядом компаний. Позиция города такова. Мы открыты для всех инвесторов. Если кто-то из них придет и скажет: у нас есть план организовать такси по воде из точки "А" в точку "Б", то Москва даже готова за свой счет сформировать необходимую для этого инфраструктуру. Причалы построить, остановки для пассажиров. Никаких ограничений с нашей стороны не будет. Но реальных предложений пока не поступало.