22.10.2012 23:45
    Поделиться

    Россияне стали больше тратить на пожилых родственников

    Количество людей пенсионного возраста в скором времени превысит количество трудоспособного населения, а это значит, что расходы на товары повседневного спроса будут неизбежно сокращаться. Об этом заявил старший корпоративный вице-президент компании Beiersdorf AG Стефан Де Локер на конференции "Товары повседневного спроса в России".

    "Компаниям, занимающимся производством товаров повседневного спроса, нужно быть готовыми к такому сценарию и выработать новые стратегии для конкуренции в этой среде, - подчеркнул он. - Прежде всего нужно бросить все усилия на производство доступных товаров, которые будут востребованы на развивающихся рынках, а также в тех странах Европы, которые находятся сейчас в наихудшем положении".

    С ростом числа пенсионеров потребность их содержать приводит к снижению расходов. Такой вывод сделали эксперты "Всемирного исследования потребительских настроений BCG". По их данным, 20% россиян уже снизили свои расходы в связи с необходимостью заботиться о престарелых родителях или родственниках. По прогнозам, эта цифра будет расти. Кроме того, будет увеличиваться и доля пожилых людей. Так, если в 2011 году число россиян старше 65 лет составляло 13%, то к 2016 году эта цифра может увеличиться до 14,3%.

    Однако есть и позитивные тенденции. Главная из них - рост числа потребителей, которых можно отнести к среднему классу. По данным "Всемирного исследования потребительских настроений BCG", более 40% российских семей - представители среднего класса, а это 21,8 млн. 18,8 млн из них имеют ежегодный доход от 16 до 50 тыс. долл., что на 26% больше по сравнению с 2007 годом. В крупных городах нижняя граница среднего класса начинается с 30 тыс. долл. в год на семью. Ежегодным доходом от 50 до 125 тыс. долл. в год могут похвастаться 3 млн российских семей (рост на 13% по сравнению с 2007 годом).

    К сожалению, все еще более 50% российских семей зарабатывают менее 16 тыс. долл. в год, что существенно ограничивает их расходы.

    Однако такое положение вещей не отпугивает иностранных производителей товаров повседневного спроса. Более того, подавляющее большинство из них считает нашу страну одной из главных площадок для своего развития.

    "Все чаще мне на глаза попадаются исследования, которые заявляют, что чем ниже доход потребителя, тем больше его заботит, продукцию какого бренда он покупает, - говорит Стефан Де Локер. - И наоборот, чем больше доход потребителя, тем меньше его заботит бренд, а на первое место выходит соотношение "цена-качество". На первый взгляд, это парадоксальный факт, однако в реальности все так и происходит. Поэтому при производстве товаров мы должны четко это понимать".

    Потребительские тренды, подтвержденные исследованиями, говорят о том, что количество категорий товаров в продуктовой корзине снижается, потребители все меньше хотят пробовать новые продукты, им становится важно качество товара. Это характерно и для отечественного потребителя. Более того, все больше россиян готовы покупать экологичные товары, несмотря на то, что они стоят дороже аналогов.

    "Забота о здоровье и охрана окружающей среды сегодня выходят на первый план, - считает генеральный директор компании Coca-Cola Hellenic Россия Стефанос Вафеидис. - Поэтому помимо того, что продукт должен быть привлекательным и удобным, его можно было бы бесплатно попробовать и познакомиться с ним в точках продаж, он должен быть безопасным".

    Еще одним важным трендом является нарастающая зависимость как всего мирового сообщества, так и россиян в частности, от Интернета. По данным исследования BCG, увеличиваются затраты на интернет-покупки. Среднемесячные затраты россиян на покупки в Интернете с марта 2011 года по март 2012 года увеличились на 49%.

    "Онлайн-хождение по магазинам становится более интересным и удобным, чем традиционное, - уверена вице-президент в России и Восточной Европе компании Avon Beauty Products Анжела Крецу. - Этот тренд постепенно охватывает все больше и больше потребителей, поэтому нам обязательно нужно им воспользоваться. К сожалению, пока не все компании поняли, что электронные элементы торговли могут увеличить прибыль компании".

    По мнению экспертов, также недооценивается и важность социальных сетей. Они являются не только и даже не столько каналом продаж, как местом, где потребитель может обсудить интересующий его товар, собрать о нем информацию. Эксперты говорят, что сегодня для продвижения товаров недостаточно традиционных маркетинговых приемов, к которым все привыкли. Нужно использовать новые каналы продвижения, и прежде всего социальные сети.

    "Сегодня потребители решают, какие технологии мы должны использовать для продвижения своих товаров, - уверен управляющий директор хлебопекарного и кондитерского направления бизнеса компании Fazer Group Пекка Рантала. - И если раньше мы давали массированную рекламу на телевидении, которая должна была изменить сознание потребителя, то теперь, когда я обсуждаю будущую рекламную кампанию с агентством, я хочу, чтобы потребитель увидел рекламу, рассказал о ней своим знакомым, и они бы обсудили ее. Более того, сами потребители могут превратиться в канал для распространения рекламы, но это возможно только лишь когда реклама продукта вместе с собой несет интересную, злободневную тему для общения. И мы должны дать им эту тему и общаться вместе со своими потребителями".

    Эксперты говорят о том, что среди россиян роскошь становится менее актуальной, а на первый план выходят благополучие как собственное, так и благополучие семьи (отсюда и снижение повседневных расходов ради заботы о пожилых членах семьи), а также здоровье, что способствует продажам экологичных и безопасных товаров.

    Поделиться