По мнению ректора госуниверситета Владислава Юрьева, "объединение двух вузов позволит сократить неэффективные расходы на сумму порядка 150 млн. рублей. Эти средства будут перераспределены на решение важных социальных программ. Количество бюджетников в ближайшие 5 лет будет увеличено примерно на 15% и достигнет 2500 мест в год".
В техническом университете плюсов объединения не видят: "Технический университет занимает 40-е место в общем рейтинге вузов, подведомственных Минобрнауки России, в то время как ТГУ им. Г.Р. Державина - лишь 63-е место. Почему более сильный вуз подчиняют более слабому?"
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов встретился со студентами-представителями тамбовской делегации технического университета. Министр дал обещание, что в новом вузе сохранятся все кафедры и специальности, а ректор будет не назначен, а выбран, в том числе - с учетом мнения студентов. Главный критерий - перспективная программа развития вуза.
Дмитрий Ливанов отметил, что он выступает за безболезненное как для студентов, так и для преподавателей объединение вузов. "Слияние будет происходить добровольно", - подчеркнул министр.
Уже после встречи в Тамбовском техническом университете прошла конференция профессорско-преподавательского состава и студенческого актива. Большинство делегатов проголосовали против объединения.
В России около 600 государственных вузов. Эта цифра пока считается официальной, хотя за последние три года десятки вузов уже объединились и реальное количество их уменьшилось. Сливаются не только вузы, находящиеся в подчинении у минобрнауки, но и ведомственные.Чаще всего происходит объединение близких по профилю вузов. Но бывает и иначе.
К примеру, в Пскове на базе педуниверситета, политехнического университета и трех техникумов появился Псковский государственный университет. Так что объединялись целых пять учреждений! Скандала не было, но недовольные всегда находятся. Хотя бы потому, что один из ректоров лишается своей должности.
Недавно объединились Московский гуманитарный педагогический институт и Московский городской педагогический университет. Александр Кутузов, ректор нового вуза, рассказал "РГ" о плюсах и минусах слияния.
Александр Геннадиевич, вы недавно стали ректором университета, который появился после слияния двух вузов. Что от такого объединения выиграли студенты?
Александр Кутузов: У студентов значительно расширился спектр возможностей, начиная от направлений подготовки и вплоть до трудоустройства. Поясню сразу: наш случай - особый, потому что объединялись не сильный и слабый вуз, а равноценные и родственные учебные заведения. С юридической точки зрения Московский гуманитарный педагогический институт, которым я руководил, влился в Московский городской педагогический университет. В результате новый университет стал одним из самых крупных педагогических учебно-научных центров России. У нас учатся 24 000 студентов. Кстати, объединение дало первые результаты: университет признан лучшим педагогическим вузов по качеству приема студентов в 2012 году.
Кадровый вопрос - самый болезненный при любой реорганизации. Кто-то из преподавателей после объединения вузов потерял работу?
Александр Кутузов: Было решено так: до января 2013 года все сотрудники остаются на своих местах, но подвижки в должностях могут быть. При этом зарплата ни у кого не уменьшится. А после 2013 года, когда все московские вузы перейдут на новые условия оплаты труда, то зарплаты будут зависеть не от того, из какого вуза ты пришел, а от того, соответствуешь ли ты современным требованиям. Сейчас нагрузка у преподавателей почти не изменилась, потому что в университете немного сократилось число мест в бакалавриате, но выросло в магистратуре.
А что стало с ректором второго вуза?
Александр Кутузов: Виктор Васильевич Рябов - основатель МГПУ - стал президентом университета. Он очень много сделал для столичной системы образования.
Всегда объединение происходит так бескровно?
Александр Кутузов: Если это правильное управленческое решение, то да. Но конфликты все же случаются, мы ведь все живые люди, у всех - свои планы, свои надежды. А что касается студентов, то им надо разъяснять плюсы объединения. Но это неизбежно, потому что система высшего образования меняется в корне. Ведь бакалавриат это не столько профессия, сколько уровень образования, который позволяет либо продолжить обучение, либо формировать на этой базе профессиональные навыки. Сегодня не важно, что ты учишься на бакалавриате в одном вузе, а в магистратуре - в другом. Но если твой университет способен обеспечить высокое качество как бакалаврских, так и магистерских программ и при этом предоставить широкий выбор направлений подготовки - то это его конкурентное преимущество. Когда такая система начинает работать, совершенно не важно, какой вуз с каким объединяется. Тут гораздо важнее направления подготовки. И если новый университет может предложить это, то недовольства не будет.
Что ожидает отраслевые вузы? У них есть шансы выжить?
Александр Кутузов: При активном развитии Болонской системы узкоспециализированным вузам будет трудно решать многие задачи, которые перед ними поставит жизнь. Ведь работодатель ждет не диплома, а хорошо подготовленного сотрудника с компетенциями, которые позволят выполнять работу на уровне современных запросов рынка. А такой широкий спектр небольшому отраслевому вузу обеспечить значительно труднее, чем крупному университету.
До какого предела можно укрупнять вузы? Может быть, нам все же нужны разные вузы - и большие, и не очень, - а не только федеральные университеты?
Александр Кутузов: Все зависит от цели. Если мы хотим, чтобы большинство наших вузов входили бы в три ведущих мировых рейтинга, допустим, даже не в первую сотню, то процесс укрупнения неизбежен.
В некоторых городах вузы, пусть и не самые сильные - единственный очаг культуры. А иногда это еще и единственное учебное заведение, куда можно поступить, не уезжая далеко от дома. Как быть с ними?
Александр Кутузов: Как учитель и автор учебника по литературе, "просвещение" понимаю как одну из важнейших государственно-общественных ценностей. В этой связи социальная значимость высшего образования, безусловно, велика. Но как управленец понимаю, что вероятность серьезного научного развития в таких вузах очень небольшая. Хотя бы потому, что абитуриенты все же чаще выбирают престижные вузы, а не те, что ближе к дому. И лучшие педагоги стараются работать в более мощных учебных заведениях, потому что там и науки больше, и зарплата выше.