- В России сейчас извлекается только 30-35 процентов запасов месторождений, две трети остается в земле, - рассказал корреспонденту "РГ" директор Института нефти и газа Северного (Арктического) федерального университета, профессор Марсель Губайдуллин. - Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо применять новые инновационные технологии бурения (горизонтальное вместо вертикального) и новые способы технологического воздействия на пласты, которые увеличат коэффициент извлечения нефти.
- Сегодня практически каждая скважина - это уникальное в своем роде производство, - считает студент Центра подготовки нефтяных инженеров, действующего на базе Томского политехнического университета (совместно с университетом Heriot-Watt, Великобритания) Кирилл Смородин. - Нас знакомили с технологиями горизонтального бурения на месторождениях Западной Сибири. Здесь нефтеносный пласт имеет порой толщину всего четыре метра, а залегает на глубине более двух километров. Ситуацию осложняет то, что над пластом находится газовая шапка, а под ним вода. Необходимо провести горизонтальную скважину длиной 800 метров в интервале всего четыре метра на большой глубине. Эта задача по технической сложности сравнима с космическими запусками, например, с посадкой "Кьюриосити" на Марс!
Другое направление, в котором востребованы молодые кадры, - обработка данных сейсморазведки недр. Без создания детальной трехмерной карты земных глубин невозможен ни поиск месторождений, ни их эффективная эксплуатация. Но математическая обработка огромных массивов геофизических данных требует колоссальных вычислительных ресурсов. По оценкам экспертов, до 50 процентов(!) всей информации на планете составляют данные, полученные геофизиками при сейсмических работах. Для их обработки требуются дорогостоящие суперкомпьютеры.
- Преподаватель рассказывал нам, что геофизические вычисления сегодня начинают проводить на видеокартах, в которых изображение разбивается на фрагменты, каждый из которых (до 512 штук) обрабатывается отдельным процессором, - говорит студент механико-математического факультета НГУ Вадим Глотов. - Получается, что видеокарта превращается в компьютер с большим количеством параллельно работающих процессоров: это намного дешевле, чем считать на суперкомпьютере. Я считаю, что это очень перспективный проект.
В Институте нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН готовят инновационный проект по использованию беспилотных летательных аппаратов для геологических работ в Арктике, в котором также будут заняты молодые специалисты.
- Раньше это делали с помощью аэросъемки, которая сейчас обойдется немыслимо дорого, да и аэродромов на Севере практически не осталось, - рассказывает директор ИНГиГ СО РАН, академик Михаил Эпов. - Здесь перспективно использование беспилотных летательных аппаратов. Им не нужен аэродром, БПЛА очень точно позиционируются, они изготовлены из композиционных материалов и не создают электромагнитных помех. К счастью (в отличие от военных), нам нужны тихоходные БПЛА - они заметно дешевле.
Еще пример - на основе инновационных разработок ученых Академгородка в Новосибирске работает предприятие по выпуску каротажного оборудования. Каротаж - это исследование скважины, обычно для этих работ требуется 5-6 спусков и подъемов. На каждый уходит 1-2 дня. Все это время скважина простаивает, нефть не добывается. Здесь время - деньги в самом буквальном смысле. И геофизические компании крайне заинтересованы в том, чтобы проводить каротаж как можно быстрее. Инновационный прибор позволяет проводить полное исследование скважины за один спуск-подъем.
В Санкт-Петербурге сразу несколько научных кафедр занимаются решением актуальной задачи - работой с "трудной" нефтью. Так, в Горном университете в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы ведется прикладное исследование "Обоснование и разработка высокоэффективных экологически безопасных технологий повышения нефтеотдачи пластов на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами нефти". По мнению экспертов, будущее здесь за системным подходом в применении технологии гидроразрыва пласта, заключающемся в детальном изучении особенностей строения нефтесодержащих пород, компьютерном и физическом моделировании воздействия на пласт в лабораторных условиях.
- В Америке с помощью этой технологии совершили "сланцевую революцию", - поясняет ученый, - в нашей же стране считается, что гидроудар разрушает залежи. Однако, если проанализировать особенности территории - коллекторские свойства породы, условия их залегания, создать компьютерную модель гидроразрыва, а затем проверить ее в лабораторных условиях, то эта технология может быть достаточно успешной.