24.10.2012 23:05
    Поделиться

    Памятник легендарному разведчику Геворку Вартаняну открылся в Москве

    Геворк Андреевич Вартанян скончался 10 января на 88-м году жизни, а его стаж работы в разведке - 121 год. Так бывает, когда разведчик работает в особых условиях - в нелегальной разведке год идет иногда не только за два. Единственный известный подвиг Вартаняна и его ныне здравствующей жены Гоар Левоновны - предотвращение покушения на Сталина, Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции 1943 года.

    Однако звание Героя было присвоено нелегалу не за это. Рассказывают, что совершенное нелегальным дуэтом Вартанянов в более чем восьми десятков стран столь многообразно и всеобъемлюще, что никогда не будет рассекречено. Об этом же говорили на открытии памятника Вартаняну его товарищи по нелегальной разведке. Их негромким речам, в разведке вообще не принято повышать голос, внимало множество людей, пришедших на Троекуровское кладбище. Все они из одной Службы и всем им понятны слова Вартаняна, высеченные на камне: "И если можно было бы начать все сначала, я выбрал бы именно этот трудный путь". Пришло на кладбище и немало представителей армянской диаспоры.

    А сам Геворк Андреевич Вартанян стоял во весь свой немалый рост с геройской звездочкой и прислушивался к речам хорошо знакомых сподвижников, даже фамилии которых пока никак не назвать.

    Впрочем, одну можно и нужно. Андрей Николаевич Ковальчук - скульптор, председатель Союза художников России, народный художник России и к тому же обаятельный и исключительно тонко чувствующий тактичный человек. Мы встречались с ним еще несколько месяцев назад на просмотре первых эскизов. И Андрей Николаевич сумел понять пожелания Гоар Левоновны и родственников. Выслушать мнения великого нелегала - друга Геворка Андреевича. Призвать свои талант и воображение. И потому памятник понравился всем. Похож - не то слово. Особенно взгляд. Я смотрел на Геворка Андреевича, глаза в глаза. Осмеливаюсь считать Вартаняна не только героем своих статей, книг и фильмов. Мне посчастливилось первым написать о нем и Гоар Левоновне, бывать у них дома, общаться. Он давал оптимизм и веру. Да, было некое чувство, некая магия. И сейчас мне казалось, Вартанян нас слышит.

    Но главное в ином: надо, чтобы мы помнили и слышали его, Геворка Вартаняна.

    Поделиться