Родители русских детей порой смотрят на их иностранных сверстников с опаской: жизненный опыт у недавних жителей гор и аулов иной, чем у юного москвича, которого с пеленок водили по музеям и на балет. И, насмотревшись на черноглазых "нахалят" на рынках, подносящих разбитным мамашам на продажу потертые телефоны (откуда взяли?), мы порой с ужасом представляем сыновей и дочек с такими соседями за одной партой.
Сразу оговорюсь. По экспертным оценкам, в Россию приезжают около 5 млн мигрантов. Примерно 10 процентов - с детьми. Свыше 90 процентов из них садятся за парту. "Если они взяли в руки учебник, на чужой кошелек не променяют, - утверждали московские учителя. - На базарах "промышляют" дети нелегальных мигрантов, тех, кто приехал зашибить деньгу - и назад. Устраивают в школы другие, кто решил закрепиться в России, хочет поднять свой статус".
Среди учеников школы N 572, что на юго-востоке столицы, детей мигрантов - 19 процентов (197 человек). Прежде было больше ребят из Азербайджана, а сейчас только в созданной здесь Школе русского языка (ШРЯ) из 77 мальчишек и девчонок 22 - из Киргизии, 20 - из Вьетнама, а еще узбеки, таджики, армяне, грузины и представители других национальностей. Педагоги на своих учеников ненарадуются: добрые, отзывчивые, уважают старших, трудолюбие - в генах... Любимое слово у них - "спасибо". И не так страшно, что некоторые никогда прежде не были в том же театре. В школе есть большая культурная программа. Во всех классах дети иностранцев стараются хорошо учиться, уверяют педагоги, они чувствуют ответственность: их успех - важный этап для семьи освоиться в новой жизни. То, что удел молодого иностранца - метла или прилавок по наследству от отца, - миф. "Моя мечта - стать переводчиком с китайского на английский, как мои подруги - студентки университета", - поделилась девятиклассница Рики Хуонфун. И в департаменте образования подтверждают: к выпуску иностранные ребята в основном имеют "приличные результаты". "Никакого дурного влияния на русских детей они не оказывают", - итожит директор Татьяна Коляденкова.
А русских Саш и Маш беспокоит, что соседи по партам - Рустамы и Фатимы? "А что тут такого? - удивлялись старшеклассники разных школ. - Они своих порядков не устанавливают. Мы дружим". Правда, совсем без "разноцветных" инцидентов в иных школах не обходится. "Парень "с раскосыми и узкими глазами" как-то решил на перемене продемонстрировать гонор перед русской малышней. Благо, учительница подоспела вовремя", - рассказала мама ученика школы на северо-западе, в которой немало "смешанных" классов. Другую родительницу возмущает, что малолетние джигиты проявляют навязчивое внимание к 10-летней дочке: "Смотрят на нее совсем не как на ребенка и в социальных сетях пишут гадости". "Подобные случаи - редкость! - утверждают психологи. - И не надо подростковую жестокость и хулиганство, присущие детям вне зависимости от расы, вешать только на приезжих и путать с межнациональной враждой". Социологи заявляют: в школах ее практически нет. Согласно прошлогодним исследованиям Автономной некоммерческой организации "Образование и консалтинг", проведенным по заказу комитета общественных связей правительства города, свыше 77 процентов учеников московских школ заявили, что в их учебных заведениях между представителями разных национальностей складываются хорошие отношения. Педагогов больше заботит другое: "Ребята часто оценивают друг друга по тому, какой у кого телефон или куртка. Дети мигрантов, как правило, из семей небогатых. Вскоре разность кошелька семей, а не разность национальностей может стать причиной конфликтов".
"Основная проблема с детьми мигрантов - их сложно учить из-за плохого знания русского языка, - считает Людмила Мясникова, председатель экспертно-консультационного совета родительской общественности при департаменте образования Москвы. - Некоторые за год научатся общаться, а после каникул на родине все забывают - хоть заново начинай с азов". Мамы и папы опасаются: "Пока учитель убивается, разжевывая материал непонятливым, другие ученики считают мух". "Вот и мы побоялись, что так и будет, - заявила мать бывшего ученика школы на северо-западе города. - Поэтому перевели сына в лицей. Со станции метро "Тушинская" ездит на "Планерную". Далековато".
Многие родители детей-москвичей настаивают ввести правило: если ребенка берут в школу, он должен хорошо владеть русским языком. С этим проблемы. Тем более что и с мамами-папами приехавших учителям часто приходится объясняться жестами или рисуя картинки. В Москве готовить детей мигрантов для учебы в обычных школах начали более десяти лет назад. В группах РКИ ("русский язык как иностранный") - таких более 200. И в школах русского языка (ШРЯ), созданных в структуре 13 школ. Здесь программа обучения одним языком не ограничивается. Юных иностранцев готовят, чтобы они уверенно себя чувствовали в обычном московском классе и не терялись в "джунглях" мегаполиса. Потом, как правило, они поступают на один-два класса ниже своих русских сверстников - на родине их учили по региональным стандартам, не совпадающим с московскими. И все равно рассуждать по-русски про устройство государств или химические реакции им сложно. 66 процентов читателей "РГ" считают, что для них надо создавать отдельные классы. С "резервациями" педагоги не согласны. Посади приезжего ребенка за парту к хорошему ученику, чтобы помог на первых порах, и месяца через три они начнут соревноваться, кто больше заработает четверок-пятерок, утверждают они. Главное - правильно сформировать классы, чтобы учеба шла с максимальной пользой для всех. Больше возможностей для этого у школ, где в параллелях несколько классов и проще распределить учеников по способностям. Поэтому курс, взятый на объединение школ, своевременен и в этом плане. В департаменте образования поставили задачу: каждая школа должна быть готова принять детей гастарбайтеров. Решить ее непросто. Методическую помощь педагогам придется усиливать, что и планируется. Но особенно важно: такой подход должен уберечь иные школы от превращения в "этнические анклавы", куда русские родители не хотят пускать своих "звездочек". Как высчитали социологи Высшей школы экономики, бесконфликтная среда и высокая успеваемость возможны там, где иностранцев не более 50 процентов. Как заявил "РГ" руководитель департамента образования столицы Исаак Калина, ни в одной из школ города число детей мигрантов не превышает половины учеников. По его словам, уже через год не останется ни одной школы, где уровень образования ниже достойного столицы. Такой оптимизм подтверждает недавно озвученный рейтинг школ. Если в прошлом году были учебные заведения, не набравшие ни одного балла, то сейчас таких уже не осталось.
Не смолкают споры, так ли уж необходимо учить детей мигрантов, тратя на них деньги из бюджета города. "Почему мы, налогоплательщики, должны выкладывать из своего кармана на будущее детей, которые потом уедут из России или составят конкуренцию нашим соотечественникам? Образование надо оплачивать только тем, чьи родители платят налоги в Москве", - такое можно услышать нередко. Да и власти города беспокоит, что траты на мигрантов растут. Например, за любого ученика в школу отчисляется до 120 тыс. рублей. Если умножить на 28 тысяч, получается 3,36 млн рублей в год. "Чтобы хотя бы частично компенсировать затраты на мигрантов, планируется создать фонд, куда работодатели, нанимающие их на работу, будут делать добровольные отчисления", - сообщил "РГ" Леонид Печатников, заммэра по социальному блоку.
Понятно, что работодатели не быстро сумеют компенсировать траты, но важно создать прецедент. Эксперты "РГ" утверждают: не стоит жалеть денег, вложенных в образование бывших жителей гор и аулов. "Если мы оттолкнем их, то получим неграмотных, озлобленных изгоев. Нам это надо?" - говорит Елена Буртина, зампредседателя комитета помощи беженцам "Гражданское содействие". А Вячеслав Поставнин, президент фонда "Миграция XXI века", утверждает: "Реакция многих наших соотечественников на гастарбайтеров: "Достали!" Государство пока ничего не может с этим поделать. Надо понять, что число мигрантов будет только расти. Самый простой способ интегрировать в общество приехавшего человека - через школу. Если ребенок учится в обычной школе, не только он, но и его родители быстрее вольются в наше общество, усвоят нормы поведения и моральные ценности. Школы занимаются социализацией мигрантов. И в этом их необходимо всячески поддерживать".