В СНГ появится сетевой университет духовного образования

Защищены ли школы, где введен курс религиоведения, от экстремистской литературы? Является ли хиджаб религиозным символом? Сколько студенток-теологов выпустят в этом году вузы Грозного? Все это обсуждалось на Международном форуме "Диалог языков и культур СНГ и ШОС в 21 веке", который проходит сейчас в Минске.

Вчера было объявлено об амбициозном проекте Международного сетевого университета духовного образования. На фоне введения духовных предметов в школах, открытия кафедр теологии и конфликтов из-за религиозных символов в светских учебных заведенияхвопрос "Кто будет учить?" главный.

Ответ, что некому, не совсем корректный. В России, к примеру, уже работает более 40 кафедр теологии, в основном, правда, христианского толка. Зато есть вузы, где сразу две: христианская и мусульманская в Пятигорском лингвистическом университете.

Но преподавать основы православной или другой религиозной культуры в школах почти некому. А, как известно, все межнациональные конфликты рождены

от химер безграмотности. Последний случай в Ставропольском крае, где в школу не пустили девочек в хиджабах, показал, что носители светской и религиозной культур в России мало знают друг о друге и не готовы ответить: если за религиозными предметами в школу потянутся религиозные символы, где будет граница "дозволенного" Конституцией?

- Хиджаб - это только платок, к религии он не имеет отношения, - высказался на форуме проректор Российского исламского университета имени Кунта-хаджи (Грозный) Султан Денильханов. - Решение проблемы - школьная форма.

К слову, Верховный муфтий России еще два года назад вынес решение по поводу хиджаба, так называемую фетву: мусульманской девушке для соблюдения традиции, достаточно прикрывать платком лишь десятую часть поверхности головы. Вот и думайте, нужен ли платок "до бровей"?

По мнению Денильханова, есть более опасная для школ проблема.

- Пройдитесь по книжным магазинам. Там можно легко найти ваххабитские тексты. Открыто книга Дудаева продается... Начитавшись такой литературы, можно настолько исказить суть ислама, что потом доказать, что это миролюбивая религия, будет сложно. Что принесет молодой учитель детям? Кто защитит школу от такой информации?

Проректора заверили, что ничего подобного, во всяком случае в Москве, не случится, мол, родители продвинутые, читают конспекты учителя онлайн, следят за каждым его словом в блогах и на ютубе, а в случае чего пожалуются куда следует через электронный дневник своего отпрыска.

Чтобы молодой педагог смог отличить правильную книгу от плохой не только в центральных городах России и СНГ, два года назад был создан Совет по духовному образованию, куда входит уже 32 вуза и где "рулит" Московский лингвистический госуниверситет. В "Инязе" было четыре выпуска теологов, а также специалистов по истории и культуре ислама.

- Программу смогут осилить только очень выносливые студенты, - рассказала ректор МГЛУ Ирина Халеева. - Им предстоит выучить пять языков.

Вопрос трудоустройства у этих штучных специалистов пока не стоит: их разбирают лицеи и классические гимназии.

Сетевой университет даст возможность онлайн-студентам минимум один семестр учиться в том вузе и стране, где ему интереснее и удобнее. И в отличие от религиозных вузов здесь смогут получать знания и женщины.

"Женский вопрос" в духовном образовании, кстати, уже решен в упомянутом Российском мусульманском университете. Здесь ждут выпуска 100 "теологинь" с четырьмя языками и намерением работать в школах Чечни.