Год назад на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге руководители Объединенной судостроительной корпорации и группы компаний ТРАНЗАС подписали соглашение о создании совместного предприятия.
В качестве предмета сотрудничества было определено внедрение новых технологий, а также оснащение судов, кораблей и морских объектов, строящихся на верфях ОСК, интегрированными системами навигации, автоматизации, управления движением и обмена информацией. В данном союзе примечательно то, что ТРАНЗАС - ведущий мировой разработчик в области IT-систем, и "привязывание" его к отечественному судостроению гарантирует повышение качества конечной продукции ОСК.
Год ушел на решение всех формальностей, и вот впервые именно на салоне "Евронаваль-2012" происходит презентация этого совместного предприятия, его продуктового ряда и перспективных проектов. А перспектива очень интересная.
Современные боевые корабли насыщены сложными IT-системами, осваивать которые очень даже непросто. А в военно-морских училищах не успевают отслеживать технический прогресс и своевременно вводить в учебный процесс методику обучения на новом оборудовании. И, принимая новый фрегат или корвет, экипаж буквально тычется, как слепой котенок, во все его углы. Процесс обучения растягивается иногда больше чем на год, при этом отвлекается на это обучение множество высококлассных специалистов от промышленности. Такого быть не должно.
По словам гендиректора совместного предприятия и одного из ведущих мировых специалистов в области создания тренажерных комплексов Евгения Комракова, пришло время в корне изменить саму систему обучения и подготовки экипажей боевых кораблей. Уже на стадии проектирования необходимо создавать тренажеры по всем основным узлам корабля, интегрируя их в единую систему. Тогда экипаж еще строящегося корабля сможет освоить его полностью до того, как нога первого моряка ступит на палубу.
Такая задача была решена для ВМС Вьетнама. Командование военно-морских сил этой страны оказалось более продвинутым, чем в России. Вьетнам закупил у нас несколько современных сторожевых кораблей или как их сейчас называют корветов типа "Гепард". Специально под этот вьетнамский контракт силами ТРАНЗАС был разработан и построен тренажерный комплекс, включающий 56 боевых постов. Вьетнамский экипаж настолько хорошо освоил управление русским корветом, что когда моряки поднялись на борт, они сразу стали на свои рабочие места и боевые посты и без проблем начали службу.
Теперь силами совместного предприятия ОСК-ТРАНЗАС, Главного штаба ВМФ и разработчиками новых проектов кораблей будет решаться задача создания комплексных тренажеров под все новые корабли.
Другая проблема, которую предстоит решать, это создание единого интегратора всех электронных систем проектируемых кораблей.
В Европе таким интегратором, к примеру, является крупнейшая корпорация Thales. Именно она заказывает электронное оборудование кораблей, проводит тестирование на специальных стендах, устраняет вполне естественные случаи электронной несовместимости, оптимизирует все системы и уже потом устанавливает их на корабли. У нас другая практика. Вся интеграция происходит уже на борту во время, так называемого, насыщения корабля. Это порой вызывает очень серьезные проблемы, которые выявляются и устраняются даже тогда, когда корабль вступил в строй.
Впервые в России предварительную интеграцию электроники сделали на кораблях для пограничников. Завод-строитель кораблей заключил договор с ТРАНЗАСОМ, который, в свою очередь, заключил субподряды с пятьюдесятью производителями различных электронных систем. Все полученные изделия были собраны в одном месте и протестированы с помощью специального корабельного имитатора, затем была произведена полная интеграция и оптимизация всех систем, и только после этого электронную начинку установили на корабли. Работает она без проблем.
Такой подход планируется реализовывать в масштабах всех судостроительных программ ОСК. Переговоры об этом сейчас идут, в том числе,на "Евронавале-2012". Это естественно, поскольку на салоне собрались вместе все ведущие представители российских кораблестроительных КБ и заводов. Так что во Франции решались не только задачи внешней торговли и международной кооперации, но и сугубо внутренние российские проблемы.
Если удастся осуществить то, на что нацелено ОСК-ТРАНЗАС, то качество судостроения и подготовка экипажей всех кораблей и подводных лодок ВМФ совершит революционный скачок в лучшую сторону.