Зато по поводу образования международного финансового центра в Москве уже давно нет никаких колебаний. Вчера на совещании, посвященном этой задаче, глава правительства объяснял, что из этого начинания государство намерено извлечь не только экономическую выгоду. Международный финансовый центр принес бы пользу и обществу, которое получило бы рабочие места и новые бизнес-возможности. В той "дорожной карте" по созданию центра, которую премьеру представил министр финансов Антон Силуанов, по мнению Медведева, содержатся вполне реалистичные цели.
Заключаются они в формировании современной, гибкой, регулятивной среды, которая максимально полно отражала бы текущую ситуацию. Речь идет о том, чтобы вывести корпоративное управление на современный уровень, который позволил бы защитить права собственности и интересы инвесторов. "В основе "дорожной карты" четко работающие механизмы обратной связи с участниками финансовых рынков, в том числе и индикаторы, которые должны сигнализировать, какие продукты и услуги наиболее востребованы и ожидаемы, а какие - нет", - пояснил руководитель Белого дома. Перед властями также стоит задача развития инфраструктуры финансовых рынков, а также социальной и деловой инфраструктуры московской агломерации.
Создание международного финансового центра означает дальнейшее упрощение процедур въезда иностранцев в Россию. Особенно это касается высококвалифицированных специалистов, прибывающих в страну из других стран для работы. Среди таких экспертов Дмитрий Медведев выделил тех, кто приедет преподавать в вузах, участвовать в исследовательских проектах научных, культурных и медицинских организаций. "Нужно стараться облегчить жизнь иностранцам в Москве, создать для них комфортную среду", - подчеркнул Медведев.
Комфортная экономическая среда напрямую зависит от создания в России мегарегулятора на финансовом рынке. Премьер-министр считает этот шаг назревшим, хотя решение, по его мнению, надо принимать осторожно и консолидированно. В Евросоюзе, США и ряде других стран процессы совершенствования системы регулирования и надзора были простимулированы кризисом, однако у главы правительства нет ощущения, что там все сделано окончательно. Правда, так или иначе российские власти тоже начали проводить эти решения в жизнь.
Создание международного финансового центра означает дальнейшее упрощение процедур въезда иностранных специалистов.
Медведев напомнил, что первый этап реформы системы регулирования прошел в 2011 году. Однако и сегодня как минимум часть аналитиков считают, что распределение контрольно-надзорных полномочий между минфином, Федеральной службой по финансовым рынкам и Банком России не является оптимальным. Увидеть целостную картину на финансовом рынке по-прежнему трудно, равно как и правильно оценить существующие там риски. "Это мнение как минимум части экспертного сообщества, которое считает, что нужен консолидированный надзор, который бы действовал в рамках структуры единого органа", - отметил Медведев.
Таким образом, соответствующие полномочия ФСФР могут быть переданы Банку России. Правда, решение о создании этого органа, считает премьер, должно быть принято только с учетом полноценного анализа всех плюсов и минусов этой идеи. "Главное же - это улучшение отечественных финансовых рынков и укрепление институтов, которые на рынках в настоящий момент присутствуют, улучшение общей ситуации в нашей стране", - напомнил Дмитрий Медведев.
После совещания глава минэкономразвития Андрей Белоусов сообщил, что варианты создания финансового мегарегулятора правительство проанализирует в течение ближайшего месяца. Такое поручение Дмитрий Медведев дал по итогам мероприятия. Рассматриваться будет и вариант с сохранением и укреплением ФСФР.
Пока что сколь бы то ни было реального решения о схеме создания мегарегулятора не принято, что подтвердил руководитель рабочей группы по созданию международного финансового центра Александр Волошин. По его мнению, если такое решение будет принято в ближайшие два месяца, то мегарегулятор, как и предполагалось, может заработать уже в 2013 году.
Волошин полагает, мегарегулятор может быть создан на базе Центрального банка, поскольку этот институт более конкурентоспособен на рынке рабочей силы в плане привлечения специалистов. "Понятно, что следить за какой-то огромной системной страховой компанией - это задача, с которой ЦБ справится по всем параметрам лучше, чем любая структура. Есть много аргументов в эту сторону", - считает Волошин. К тому же в последние 20 лет, по его словам, создать единый регулятор на базе ФСФР не очень получается. "Будем пробовать на базе ЦБ", - подытожил Волошин.