24.10.2012 23:30
    Поделиться

    Киргизских чиновников подозревают в недостоверности сведений о доходах

    Достоверность сведений о доходах чиновников вызывает сомнения
    "Нетрудовые" доходы чиновников республики выше, чем их официальная зарплата. Эту любопытную тенденцию выявила декларационная кампания, прошедшая в Киргизии.

    Что же это за "нетрудовые доходы"? А главное, какую сумму они могут составлять? Депутат Марат Султанов в этой графе декларации указал доход в 5,25 миллиона сомов (114 тысяч долларов). Его коллега по палате Нариман Тюлеев - восемь миллионов сомов (174 тысячи долларов). Первое место в рейтинге из десяти наиболее состоятельных парламентариев, согласно данным государственной кадровой службы, прочно удерживает Роман Шин. По официальным данным, стоимость имущества его и родни почти достигла полутора миллиардов сомов (32 миллиона 608 тысяч долларов). Для сравнения скажем, что доходная часть республиканского бюджета Киргизии в 2011 году составила 68 миллиардов сомов (1 миллиард 487 тысяч сомов).

    Теперь немного о родственниках. Сегодня уже ни для кого не секрет, что чиновники в Киргизии часто оформляют имущество на родственников - чтобы не иметь проблем с фискалами. Но, увы, отчитываются за близких лишь единицы, из-за чего складывается впечатление: на госслужбе людей семейных нет. Сплошь холостяки и круглые сироты.

    По признанию статс-секретаря государственной кадровой службы (ГКС) Киргизии Бакытбека Сагынбаева, мониторинг и контроль - самый важный пункт всего процесса декларирования. Если этих составляющих нет, то сама кампания практически не имеет смысла, оставаясь не более чем фикцией. Проверить достоверность сведений о доходах чиновников в республике пока никто не может, хотя госслужащие отчитываются уже на протяжении семи лет. Инициированное некоторыми парламентариями введение уголовной ответственности за предоставление недостоверных сведений поддержки у остального депутатского корпуса не нашло.

    В результате сегодня у ГКС нет полномочий проверять данные о доходах. Не вправе делать это ни фискальные службы, ни правоохранительные органы. В общем, спросить, откуда у высокопоставленных киргизстанских чиновников с зарплатой 30 тысяч сомов дорогие особняки, иномарки и костюмы от Бриони, некому. Да и, возможно, не всякий отважится подобным заняться. Кто из чиновников решится поинтересоваться у депутата или министра, откуда у него и членов его семьи столько дорогостоящего имущества?

    Комментарий

    Зульфия Айтиева, начальник отдела декларирования ГКС

    - Смысл декларационной кампании заключается в том, что она дает возможность про-анализировать, как то или иное лицо, претендующее или занимающее высокое положение в политической структуре страны, использует свое служебное положение. Декларация - своего рода показатель прозрачности работы чиновника, чтобы он не использовал пост для обогащения. Можно удостовериться, так ли это. Но в функции нашей службы не входит проверка достоверности предоставленных данных и источников поступления финансовых средств. Тем не менее, если взять декларацию какого-либо отдельного чиновника за последние три года, то становится ясна цель его нахождения в должности. Сразу видно: если им получен кредит, то под самый минимальный процент.

    Мы подготовили проект постановления правительства, который включает положение о проверке данных, содержащихся в декларации, образец нового бланка и порядок его заполнения. Если его подпишут, то будем проверять достоверность сведений. Что касается мониторинга источников поступления средств, то в нынешнем варианте декларации есть такая графа, но ее заполняют единицы. Сейчас Генеральная прокуратура проводит проверку данных. Оттуда уже пришли запросы на конкретных лиц, имена которых называть пока не стану. Прокуратура будет исследовать законность поступления денежных средств отдельных декларантов.

    Несмотря на сравнительно невысокие оклады, госслужащие в Киргизии считаются людьми обеспеченными.

    Кстати

    В республике официально зарегистрировано более 200 тысяч безработных.

    Как утверждает министр молодежи Алиясбек Алымкулов, каждый год около 100 тысяч молодых людей выходят на рынок труда. В основном это выпускники вузов и школ. При этом только 17 процентов из них находят работу. Отчасти это связано с тем, что учебные заведения выпускают большое количество невостребованных специалистов, а такие профессии, как зоотехники и ветеринары, не привлекают молодежь.

    Поделиться