24.10.2012 23:45
    Поделиться

    В России будут делать транспорт из композитных материалов

    Минпромторг делает ставку на выпуск нового поколения промышленных материалов
    Сегодня цена авиабилетов упирается в стоимость топлива. Но, возможно, в будущем авиакеросин перестанет играть столь большую роль.

    И за удовольствие летать нам придется платить гораздо меньше, поскольку при производстве самолетов начнут применять новейшие композитные материалы. Например, углеволокно, которое существенно сокращает вес лайнера, а значит, и удельный расход топлива. Стоимость автомобилей с внедрением нового поколения материалов, похоже, тоже уменьшится. Улучшится эксплуатация железных дорог, аэродромов, аэропортов, жилищно-коммунального хозяйства. В медицине с их помощью будут появляться имплантаты для пересадки внутренних органов.

    К 2020 году, по оценкам международных экспертов, в мировой промышленности уже будут использоваться новые поколения материалов, создаваемых на молекулярном уровне. И вчера на заседании президентского Совета по модернизации министр промышленности и торговли Денис Мантуров доложил об уникальных возможностях композитов, о том, что объемы их производства в России могут вырасти в 10-20 раз к 2020 году. А после заседания ответил на вопросы "Российской газеты".

    Денис Валентинович, почему делается ставка на развитие именно этой отрасли?

    Денис Мантуров: Материалы нового поколения - это один из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности и инновационного развития самых разных секторов нашей экономики.

    Композиты легче, прочнее и долговечнее традиционных материалов, не горят, не подвержены коррозии, устойчивы к высоким температурам. Их заранее можно проектировать под эксплуатацию конкретных изделий со специфическими задачами. Для потребителей это означает сокращение сроков строительства, снижение расходов на эксплуатацию и увеличение срока службы систем, в которых применяются эти материалы. А наиболее инновационные материалы-биокомпозиты еще важны с точки зрения "зеленой экономики". Например, при снижении веса автомобиля уменьшается не только расход топлива, но и вредные выбросы, а снижение в 3-4 раза материалоемкости турбомашин (промышленные насосы и вентиляторы) повышает их производительность на 20-30 процентов.

    Первой в применении композитов была "оборонка". Но в последние десятилетия мир решает задачу массового применения этих современных материалов в гражданских секторах экономики. В каких отраслях они будут актуальны в России?

    Денис Мантуров: Наша стратегия та же - формирование массовой индустрии композиционных материалов для повышения конкурентоспособности гражданских секторов. С точки зрения потенциального спроса мы выделяем такие приоритетные сектора, как строительство, транспорт, энергетика, машиностроение, ЖКХ, нефте- и газодобыча, цветная металлургия, химия и нефтехимия.

    Объем мирового рынка композитов сегодня оценивается в миллионы тонн и десятки миллиардов долларов. Объем российского рынка равен примерно 20 тысячам тонн, то есть наша доля в мире находится в пределах 0,3-0,5 процента. За счет чего возможен двадцатикратный рост, который вы планируете?

    Денис Мантуров: Чтобы создать спрос, надо дойти до конкретного потребителя. Любой проектировщик, например, в сфере дорожного строительства, должен иметь доступ к полноценной базе данных российских композитов. Методики расчета конструкций и ценообразования на композиты ему должны быть так же понятны, как и для традиционных материалов. Поэтому потребуется целая система нормативно-технических документов, регламентирующих производство, подтверждение соответствия и применение композитов в соответствующих секторах экономики. Такую работу мы совместно с Росстандартом и с ключевыми предприятиями отрасли уже ведем. Предполагается разработать около 400 стандартов и сводов правил. Но чтобы они быстрее применялись на практике, нужны комплексные программы повышения эффективности отраслей с применением новых композиционных материалов и изделий из них. С учетом того, что приоритетные сектора имеют территориальную привязку, возможны и региональные программы внедрения композитов. Эти и другие предложения мы формулируем в рамках госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

    В медицине с помощью композитов будет все больше имплантантов для пересадки внутренних органов

    Какова цена новых материалов?

    Денис Мантуров: Не только композиты, но и другие инновационные продукты и решения на первоначальном этапе могут быть дороже традиционных непосредственно при покупке, но при этом они в итоге оказываются дешевле и эффективнее на всем жизненном цикле за счет низких издержек на эксплуатацию.

    Готовы ли будущие заказчики к использованию новых материалов в этих отраслях?

    Денис Мантуров: Мы оптимистично смотрим на потенциал роста этой отрасли в стране. При условии скоординированных мероприятий, предполагающих участие и заинтересованность федеральных органов исполнительной власти, передовых регионов, естественных монополий и госкомпаний, научных и производственных организаций. Сегодня отдельные ведомства, регионы и институты развития занимаются внедрением таких материалов. В минрегионе и Росавтодоре сформированы планы разработки нормативно-технических документов по применению композитов. Развиваются современные производства, в том числе с участием иностранных партнеров, в Москве, в Тверской, Калужской, Владимирской областях, в Республике Татарстан. Ряд проектов реализуют "Роснано" и Агентство стратегических инициатив. По поручению правительства создан межведомственный совет для межотраслевого и межведомственного диалога.

    Поделиться