Константин Эмильевич, как часто наши сограждане обращаются за медицинской помощью?
Константин Лайкам: На момент проведения статистического обследования 44 процента респондентов сказали, что нуждаются в медицинской помощи. В основном это были недомогания и простудные заболевания (20 процентов). Затем шли обострения хронических заболеваний (15 процентов), реже - потребность в длительном меднаблюдении (4,4 процента) и в восстановительном лечении (3,6 процента).
На вопрос "кто оказывает вам медицинскую помощь?" 73 процента ответили, что лечащий врач. Еще два с половиной процента сказали, что обращались к знакомому врачу, 16 - к родным и знакомым, 5 - к медсестре и 13 процентов лечились самостоятельно. Мы видим, что в сумме получается больше 100 процентов. Это говорит о том, что люди одновременно используют несколько возможностей.
Почему так много людей не идут за помощью к специалисту?
Константин Лайкам: Есть еще более удивительные цифры. Например, из числа нуждающихся в дополнительном медицинском исследовании только каждый пятый получил направление на дальнейшее лечение или обследование в специализированных медучреждениях.
Ваши респонденты оценивали работу "скорой помощи", больниц?
Константин Лайкам: Полную оценку качества и доступности медицинских услуг мы получим в следующем году по результатам специального обследования, но некоторые данные есть и сейчас. Мы выяснили, что в 2011 году "скорую" вызывали 11 процентов респондентов. Средняя продолжительность ожидания "скорой" - 24 минуты. Интересно, что этот показатель не зависит от типа населенного пункта. Четверть респондентов сказали, что ждали машину от 20 до 40 минут, и 3 процента ждали более часа.
Есть расхожее мнение, что у россиян чуть ли не поголовно проблемы с зубами.
Константин Лайкам: Нуждается в стоматологической помощи практически половина населения. Но к врачу обращаются лишь 31 процент горожан и четверть сельских жителей. Чаще всего обращаются в государственные медучреждения. Платили за стоматологическое лечение 61 процент респондентов.
Одной из задач вашего обследования была оценка распространения вредных привычек среди нашего населения. И как, много пьем-курим?
Константин Лайкам: 31 процент опрошенных курит. Еще 7 процентов курили раньше, но бросили. Курят много: более полпачки в день - 60 процентов, более пачки - каждый десятый.
Курящих мужчин значительно больше, чем женщин, - 55 и 14 процентов соответственно. Среди мужчин, доживших до 70 лет, курящих - половина. Среди женщин старше 70 лет курят лишь 1,5%. Напрашивается вывод: некурящие доживают до 70 лет чаще, чем курящие.
Интересно, что доля некурящих мужчин выше всего среди руководителей и у специалистов высшего уровня квалификации (около 40 процентов). Такая же закономерность и среди женщин. Сильно влияют на распространенность курения условия труда. Чем тяжелее и опаснее труд, тем больше курящих.
А выпивают, наверное, практически все?
Константин Лайкам: Нет. 38 процентов населения старше 15 лет заявили, что вообще не употребляют спиртные напитки. Еще 5 процентов сказали, что употребляют крайне редко. Столь высокий процент трезвенников может, конечно, удивить, но нам известно, что на подобные вопросы многие респонденты отвечают, несколько приукрашивая действительность.
Непьющих мужчин, понятно, не так много - 26 процентов. Женщины выглядят достойнее - почти половина не пьет даже пива. В городе трезвенников меньше, чем в селе, - 35 процентов против 47.
Что наши соотечественники пьют и как часто?
Константин Лайкам: Чаще всего пьют пиво, затем (вдвое реже) идет водка, затем вино (примерно в три раза реже, чем водка).
Среди выпивающих мужчин почти 3 процента признались, что употребляют ежедневно, 11 - несколько раз в неделю, 22 - один раз в неделю, 26 - до двух раз в месяц, 35 - только по праздникам и 3 процента - крайне редко.
Женщины находят повод выпить в три-четыре раза реже, чем мужчины. Но к сожалению, и здесь есть неприятные явления. Например, мы выяснили, что более одного процента девушек в возрасте 16-19 лет употребляют пиво практически каждый день. Это в три раза выше, чем в других возрастных категориях, и ненамного отличается от аналогичного показателя у юношей того же возраста. И об этом нам всем надо крепко задуматься, как, впрочем, и по поводу остальных отмеченных фактов.
Так как в итоге россияне оценивают свое самочувствие?
Константин Лайкам: О состоянии своего здоровья люди отозвались в целом неплохо. И хотя как "очень хорошее" свое здоровье оценили немногие - только 3 процента населения, как "хорошее" - уже 35, как "удовлетворительное" - 51 процент. "Плохим" свое здоровье назвали 10 процентов и "очень плохим" - 1 процент.
Сильно ли различается здоровье у мужчин и женщин?
Константин Лайкам: Мужчины довольны своим здоровьем чаще, чем женщины: хорошим и очень хорошим свое здоровье считают 45 процентов мужчин и 33 процента женщин, и наоборот, плохим и очень плохим - 8 процентов мужчин и 13 процентов женщин.
Но при этом, как известно, женщины живут дольше.
Константин Лайкам: Возможно, такая самооценка связана еще и с тем, что, во-первых, женщины более ответственно относятся к своему здоровью, а во-вторых, они более откровенны в ответе на этот вопрос.
Разумеется, оценка здоровья сильно зависит от возраста респондента. У молодежи (от 16 до 29 лет) самооценка здоровья существенно выше. Как хорошее и очень хорошее оценили состояние своего здоровья почти три четверти молодых, половина лиц трудоспособного возраста, и только 7 процентов старше трудоспособного.
Если посмотреть по типу населенных пунктов, то горожане лучше оценивают свое здоровье, чем жители села: хорошее и очень хорошее в городе имеют 40 процентов, а в селе - 35.
По группам занятий тоже явные различия: у руководителей очень хорошее здоровье встречается в полтора раза чаще, чем у остальных. У квалифицированных специалистов оно лучше, чем у неквалифицированных. Лишь два процента неквалифицированных рабочих оценивают свое здоровье как очень хорошее.
Видимо, на состояние здоровья влияют и условия труда?
Константин Лайкам: Да, здесь также выявлена явная взаимосвязь. Более половины респондентов, имеющих совершенно безопасную работу, оценили свое здоровье как очень хорошее и хорошее. А вот среди респондентов с опасной работой таким здоровьем могут похвастаться менее 40 процентов. И наоборот, плохое и очень плохое здоровье имеют 5 процентов респондентов с опасной работой и лишь 3 процента с совершенно безопасной. Абсолютно аналогичную картину мы видим, и когда сравниваем работу легкую и очень тяжелую (в смысле физических нагрузок).
А вы не сравнивали, как отличается здоровье у работающих и безработных?
Константин Лайкам: Сравнивали. Среди работающих серьезные проблемы со здоровьем имеют в среднем 3,3 процента, а среди безработных - 5,5 процента.
Среди не занятых в экономике лучшие показатели у студентов (только 1 процент пожаловались на здоровье) и у женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. А вот у неработающих пенсионеров дела хуже всех - треть из них имеет серьезные проблемы со здоровьем.
Сейчас речь идет о самооценке. А есть более объективные показатели состояния здоровья?
Константин Лайкам: 8 процентов респондентов сообщили, что имеют ту или иную группу инвалидности. Почти треть населения имеет хронические заболевания. Мужчины опять менее требовательны к своему здоровью - только каждый четвертый из них указал на наличие хронических заболеваний, в то время как женщины говорили об этом чаще (36 процентов). Важно отметить довольно высокий процент молодежи, имеющей хронические заболевания, - 13 процентов.
Интересная деталь: реже других хронические заболевания имеют работники сельского, лесного хозяйства, рыбоводства.