25.10.2012 08:30
    Поделиться

    "РГ" выяснила, что сдерживает газификацию регионов Сибири

    Положение дел в Иркутской области вызывает тревогу - перспективы газификации региона сегодня запутанны, как никогда. С одной стороны, ее необходимость областным властям очевидна - генеральную схему газоснабжения и газификации Приангарья никто не отменял. С другой - в этом году региональное правительство сделало несколько громких заявлений и предприняло ряд шагов, которые явно идут вразрез с официальными планами газового монополиста.

    Действующая генеральная схема газоснабжения и газификации Иркутской области подразумевает обеспечение населения и промышленных потребителей газом за счет одиннадцати малых и средних нефтегазовых месторождений Прианграья. Пилотным проектом считается газификация Братска на базе Братского месторождения. Однако реализация схемы движется ни шатко ни валко. Ее нынешний вариант, предложенный "Газпромом" (до этого с 2001 года рассматривалась схема ТНК-ВР), был принят в 2005 году, однако в 2009-м потребовал корректировки, поскольку финансирование со стороны области осуществлялось из рук вон плохо. В том же году региональная программа, по которой выделялись деньги на газификацию, и вовсе была заморожена.

    Но и после ее корректировки и заключения нового соглашения с монополистом ситуация кардинально не изменилась. За несколько лет в Братске была построена труба от месторождения к распределительной станции, введено в эксплуатацию 13,5 километра внутрипоселковых газораспределительных сетей с отводами к почти четырем сотням индивидуальных домов, но подключились только детский сад и 62 домовладения, да удалось перевести на газ городской общественный транспорт.

    По прогнозам специалистов, до конца года подключится еще примерно 150 домовладений. А крупные промышленные потребители Братска делать это не спешат, главным образом - из-за колоссальной стоимости проекта: для газификации братского промышленного узла, расположенного на левом берегу Ангары, необходимо тянуть трубопровод через реку, и затраты на это оцениваются примерно в два миллиарда рублей. При таком раскладе тариф на газ оказался бы заоблачным. Да и без того промышленники отмечали, что их вполне устраивают уголь и гидроэлектроэнергия.

    В результате потребление газа в Братске остается в десятки раз меньше запланированного. Не-удивительно, что летом этого года в ряде СМИ прошла информация о том, что ГК "Итера" не исключает консервации Братского газоконденсатного месторождения. На подобный шаг, как указывалось, компанию толкает невозможность исполнить лицензионные обязательства из-за незначительного потребления газа - по имеющейся информации, добыча на месторождении не превышает шести миллионов кубометров. Кроме того, из-за минимальной загрузки месторождения стали появляться и технологические проблемы.

    В феврале этого года министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи региона Петр Воронин открыто признал, что газифицировать Иркутскую область на базе малых месторождений невозможно. А уже в августе региональное правительство заявило том, что берет курс на создание газоперерабатывающего кластера на юге Приангарья. Что, кстати, полностью соответствует плану развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, где указывается, что на юге Красноярского края и в Иркутской области должен быть создан Восточно-Сибирский нефтегазохимический кластер.

    В октябре при правительстве региона была сформирована рабочая группа по подготовке концепции развития нефтяной и газовой промышленности и смежных отраслей. Любопытно, что возглавил ее академик РАН, научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики Алексей Конторович, чьи взгляды на развитие газовой отрасли в Сибири явно не совпадают с видением самих газовиков. Алексей Конторович давно и последовательно критикует концепцию газификации на основе малых месторождений. В частности, комментируя планы правительства Иркутской области, он заявил, что газопереработка возможна только на базе Ковыкты.

    - Никто в мире не начинает формирование нефтяной и газовой промышленности с мелких месторождений. Начинают всегда с гигантов, к которым потом "прилипают" мелкие месторождения, и только такая стратегия рентабельна, - настаивает он.

    Таким образом, можно считать, что область последовательно отходит от прежней стратегии.

    Но и при ставке на Ковыкту есть свои проблемы. По мнению экспертов, прежде чем заявлять о построении газохимического кластера, нужно решить, куда девать энергетический газ - очищенный от гелия и пропан-бутановых фракций метан. Какую-то часть будут потреблять Иркутская область и, возможно, Бурятия (энергетики не отказываются от строительства новых энергоисточников на газе - например, газовую ТЭЦ хотел бы иметь Иркутск). Но остальной объем должен идти на экспорт. Правда, для строительства инфраструктуры, обеспечивающей внутреннее потребление, необходима мощная государственная поддержка.

    Еще один нюанс: все по тому же плану развития газовой промышленности до 2030 года в приоритете газодобычи стоит Чаяндинское месторождение в Якутии. А газовая монополия летом заявила, что разрабатывать Ковыкту будет не раньше 2017 года, причем в увязке с Чаяндой. Таким образом, ковыктинский газ может пойти на экспорт в обход Приангарья, и тогда пресловутый газохимический кластер окажется под большим вопросом.

    Ситуация тупиковая: газификация региона за счет малых месторождений вроде бы невозможна, а доступа к крупным у него нет. Достаточно ли у Иркутской области лоббистских возможностей для того чтобы реализовать новую стратегию - вопрос, который занимает многих.

    Перейти на дрова

    Свои проблемы и у Омской области, в которой уровень газификации городов и сел составляет всего 22 и 27 процентов соответственно (среднероссийский показатель - 70 и 47 процентов). У такого отставания есть объективные причины - низкая плотность населения и довольно скромные инвестиции со стороны "Газпрома" в последние годы. За шесть лет компания направила на "омское направление" всего 650 миллионов рублей. Правда, сейчас ситуация вроде бы меняется. После назначения губернатором Омской области экс-газовика Виктора Назарова в регион зачастил глава "Газпрома" Алексей Миллер, который недавно заявил о том, что в ближайшие три года объем вложений вырастет в разы.

    - Новая программа газоснабжения и газификации Омской области до 2016 года предполагает инвестиции в размере порядка пяти миллиардов рублей, - подчеркнул Миллер.

    Пока же процесс идет медленно - до конца года голубое топливо получит лишь девять небольших поселков. По словам специалистов, одна из проблем газоснабжения Прииртышья - отсутствие единой газораспределительной организации (ГРО).

    - Единая ГРО сегодня есть практически во всех регионах СФО. Исключение - Омская и Новосибирская области, - подчеркивает Виктор Назаров. - В результате каждая газораспределительная организация устанавливает свои тарифы. У нас, например, их пять, и у каждой - свои цены. А ведь единая система, во-первых, обеспечит единый тариф, а во-вторых, - безопасность. Разрозненные организации пока не спешат вкладывать деньги в модернизацию.

    Но даже пять миллиардов рублей не позволят протянуть трубы во многие отдаленные деревни - никто никогда не станет прокладывать газопроводы через тайгу.

    Эту тему на недавнем совещании в Омске поднял глава Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин.

    - Необходимо переходить на местное топливо, - полагает он. - Использовать дрова - и экономично, и экологично. Правда, для этого следует модернизировать котельные. Тем не менее выгода очевидна. В этом смысле очень показателен опыт Беларуси - сегодня там около сорока процентов всей генерации работает на щепе.

    Хорошо, но дорого

    За семнадцать лет, которые продолжается газификация Алтайского края, в регионе построено три с лишним тысячи километров сетей, газифицировано более девяноста тысяч квартир и домов, свыше тысячи котельных. На проектирование и строительство объектов газификации было потрачено более двенадцати миллиардов рублей, в том числе 4,3 миллиарда - из краевого бюджета.

    В сентябре этого года в Барнауле на встрече Алексея Миллера и губернатора Александра Карлина были подтверждены основные пункты соглашения о сотрудничестве, подписанного в 2004 году и продленного в 2009-м. В частности, рассмотрена возможность строительства газопровода-отвода и ГРС в селе Ребриха Ребрихинского района. Реализация этого проекта может начаться в 2013 году.

    Позитивная динамика, впрочем, не означает того, что проблем нет совсем. Одной из них остается низкая информированность населения, немалые первоначальные затраты на перевод домовладения на использование природного газа.

    К тому же не всегда проекты газификации адаптированы к местным условиям. К примеру, в Зональном районе в поселке Мирный в свое время "закопали" в землю несколько десятков миллионов рублей - уложили трубы не того диаметра, какой нужен. Муниципальным властям и жителям пришлось собирать деньги на новые трубы, которые позволили поставлять газ в полном объеме. Возникают проблемы и с привязкой газопроводов к многоквартирным домам - приходится заказывать дополнительные проекты.

    Ну и, наконец, главное: для селян газ - весьма дорогое удовольствие. У муниципальных образований зачастую не хватает средств на покрытие долгов за потребление газа (тарифы на тепло не повышаются). Есть и еще одна серьезная проблема. Можно перевести котельную на газ и модернизировать ее по последнему слову техники, но в старых изношенных трубах будет теряться до тридцати-сорока процентов тепла. И поэтому дальнейшая газификация, по большому счету, уперлась в состояние всего жилищно-коммунального хозяйства края.

    Поделиться