В Древнем Египте налоги платили зерном. Примерно треть собранного с жителей зерна оставалась в храмах, которые тогда считались чем-то вроде нынешних органов местного самоуправления, и расходовалась на нужды территории. Остальное шло наверх - в казну фараона. Если бы сегодня налоги уплачивали натурой - скажем, картошкой - то на местах оставалась бы лишь малая толика собранных с налогоплательщиков клубней. Остальное сотнями железнодорожных составов отправлялось бы в федеральный центр, а уже оттуда в качестве "субсидий и субвенций" поступало в регионы и муниципалитеты, в которых свою картошку уже съели.
На примере с картошкой схема современных межбюджетных отношений выглядит нелепо. Но на практике никого не шокирует, потому что вместо картофеля по стране в разные стороны - то центростремительно, то центробежно - перемещаются потоки безналичных денег. Главы муниципалитетов не первый год твердят, что средств, остающихся на территории, недостаточно для выполнения всего перечня расходных полномочий.
- В год на нашей территории собирается до 12,5 миллиарда рублей налоговых и неналоговых поступлений, - рассказал на одном из заседаний Ассоциации малых и средних городов России глава Стерлитамака Алексей Изотов. - Нам из этой суммы остается лишь 1,5 миллиарда. Потом в виде субсидий, субвенций и по различным адресным программам мы получаем еще около 1,8 миллиарда. Как и многие другие российские муниципалитеты, мы балансируем на грани выживания, и это при значительных собственных ресурсах.
Изотов вспоминает, что еще 10-15 лет назад до 70 процентов собранных на местах налогов оставалось в муниципальной казне. Плюс к этому почти вся городская социальная сфера функционировала за счет местных промпредприятий, которые тогда еще не передали на баланс муниципалитета спорткомплексы, дома культуры и детские сады.
Глава зауральского города Шадринска, вице-президент ассоциации Алексей Кокорин тоже вспоминает 90-е отнюдь не как "лихие". Он убежден: если бы методика формирования доходной части местных бюджетов оставалась на уровне, к примеру, 1996 года, решать многие вопросы местного значения сегодня было бы гораздо проще.
Действительно, за последние годы законодательство о налогах существенно и, как считает большинство глав муниципалитетов, необоснованно, ужесточилось по отношению к местным бюджетам. К примеру, еще в 2003 году статья 16 Федерального закона № 131, описывающая полномочия властей городских округов, содержала 27 пунктов. В 2012-м число пунктов в ней выросло до 42-х, но дополнительных доходных источников местному самоуправлению не передали.
- В городе собирается в год 26 миллионов рублей транспортного налога, - рассказывает Кокорин, - но все эти деньги уходят в вышестоящие бюджеты, а у нас дороги по-прежнему в очень плохом состоянии. Но как я должен объяснить это простому автомобилисту, который исправно платит налог и хочет ездить по нормальному асфальту?
Руководители муниципалитетов единодушны: бюджетные потоки в России нужно срочно перераспределять, чтобы средства, собранные на местах, в первую очередь тратились на нужды территории. По их мнению, в местные бюджеты должны целиком поступать доходы от налогов на доходы физических лиц, на имущество юридических, от упрощенки, которую платят субъекты малого и среднего бизнеса, а также от административных штрафов за нарушение правил дорожного движения в пределах муниципального образования. Экологический сбор тоже неплохо было бы целиком направлять в муниципальную казну, считают мэры, а то получается, что заводы коптят небо в одном месте, а компенсацию за это получают в другом. Кроме того, частично в городах должны оставаться и налоги на прибыль организаций - это стало бы для местных властей хорошим стимулом, заставляющим их привлекать инвесторов и развивать производство на своей территории.
Муниципалы убеждены, что, если правильно распределить полномочия и децентрализовать доходы, можно будет полностью отказаться от реализации федеральных и региональных адресных инвестиционных программ, при этом качество жизни населения на местах от этого только улучшится. Тем более что сегодня войти в эти программы весьма непросто - мешает либо чрезмерная бюрократизированность процедур, либо недостаток собственных средств для софинансирования.
С тем, что потребность в изменении финансовых потоков существует, соглашаются и ученые. Заведующая кафедрой государственных и муниципальных финансов УрГЭУ Эвелина Пешина говорит, что те преобразования, которые в последнее время происходят в сфере муниципальных финансов, зачастую носят несистемный характер и не дают долговременного эффекта. Она надеется, что попытки муниципальных чиновников побудить своих федеральных коллег к перераспределению налогов вполне могут увенчаться успехом. Однако эксперт предупреждает: вместе с увеличением доходной базы бюджета власти на местах могут получить и дополнительные расходные полномочия. И не известно, лучше заживут муниципалитеты в таких условиях или хуже.