Новости

29.10.2012 00:50
Рубрика: Экономика

Легкий билет

Владимир Путин считает, что стране нужен бюджетный авиаперевозчик
В течение года в России может появиться национальный "лоукостер" - бюджетный авиаперевозчик. О том, что гражданам нужны приемлемые по ценам авиабилеты, заявил президент Владимир Путин в пятницу на встрече с гендиректором "Аэрофлота" Виталием Савельевым.

"Аэрофлот" не может быть дешевой компанией, но создать "лоукостер" готов - если будут поправки в законодательство, объяснил глава компании. Корректировать придется Воздушный кодекс и федеральные авиационные правила. Во-первых, предстоит ввести невозвратные билеты, во-вторых, плату за багаж, и в-третьих, разрешить не кормить пассажиров на рейсах. И, наконец, нужно позволить привлекать пилотов-нерезидентов. Летчиков на рынке дефицит, и среди отечественных авиакомпаний, как выразился Савельев, "идет война цен - мы взвинчиваем цены, зарплаты нашим пилотам". И привел пример. "Командир воздушного судна получает сегодня 420 тысяч рублей в месяц. Это, за минусом налогов, - зарплата пилота авиакомпании Lufthansa. Но если у нас будет достаточно пилотов, и не будет дефицита, мы сможем реально регулировать условия", - пояснил глава компании.

А чтобы билеты получились действительно недорогими, Савельев предложил создать специальную гавань для лоукостера. "Вокруг Москвы есть ряд аэропортов, которые могут базировать лоукостеров, потому что должны быть очень дешевые аэропортовые сборы", - добавил он.

"Все, что вы назвали, можно обсуждать", - не возражал президент. Впрочем, Путин дал понять, что нужно действовать аккуратно. "Есть некоторые вещи, действительно, чувствительные, прежде всего касающиеся рынка труда. К этому нужно подойти особенно внимательно, и с профсоюзами этот вопрос нужно обсуждать, - предостерег он. - Но подумать на этот счет и создать такого перевозчика, мне кажется, было бы правильно, многие пассажиры пользовались бы наверняка этими рейсами. Они стали бы более приемлемыми, доступными по цене для целой группы граждан с небольшими доходами. Я думаю, что и для авиакомпании этот был бы большой плюс".

При этом сам по себе дешевым перевозчиком "Аэрофлот" быть не может. Закупаются дорогие самолеты и сохраняется хорошее питание на борту, объяснил Савельев.

По многим показателям у "Аэрофлота" ведущие позиции в мире, поэтому он остается в нише премиум-сегмента. К 2025 году компания должна войти в топ-5 европейских перевозчиков и в топ-20 мировых перевозчиков. "Лидирующие позиции мы удержали в сервисе, что, на наш взгляд, очень важно", - подчеркнул Савельев. По оценкам IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), в бизнес-классе у авиакомпании первое место в Европе, в экономклассе - второе. При этом в альянсе SkyTeam "Аэрофлот" лидирует в экономклассе, сохранил свои позиции в бизнес-классе и впервые занял первое место в обслуживании на земле.

"Индекс лояльности пассажиров, так называемый NPS, вырос на 8 процентов: 8 процентов - это существенно, один процент роста этого индекса дает 15 миллионов долларов к доходу авиакомпании", - пояснил гендиректор авиаперевозчика.

В этом году "Аэрофлот" может поставить еще один рекорд. "Мы за 9 месяцев перевезли более 13 миллионов пассажиров. В прошлом году у нас тоже был рекорд за период существования "Аэрофлота" - 14 миллионов. Сейчас 13,3 мы уже перевезли", - констатировал Савельев.

При этом компания экономически стабильна: загрузка кресел за девять месяцев выросла по сравнению с 2011 годом почти на 3 процента - до 79 процентов. Один процентный пункт дает доход около 2 миллиардов рублей. Это позволяет развивать дочерние компании и вкладываться в тот же лоукостер.

Авиакомпания работает стабильно и честно зарабатывает деньги, подчеркнул Савельев, поэтому хочет показать остальным пример. По его словам, "Аэрофлот" готов начать демонополизацию рынка зарубежных перевозок с себя и предлагает для этих целей 34 рейса.

"Мы либерализовали с вами рынок авиаперевозок внутри России, у нас здесь нет монополии ни у кого. Но у многих авиакомпаний, в том числе и у "Аэрофлота", есть монопольные направления на зарубежных направлениях", - заметил гендиректор.

Компания готова отказаться от монополии на 34 таких рейсах. "И мы считаем, что если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании с целью снижения цен, мы это будем поддерживать, но за счет дополнительных частот, которые мы должны будем получать по этим направлениям", - добавил Савельев. Прибыль и доходность компании уменьшится, но и тарифы снизятся, подчеркнул он.

"В целом, мне кажется, эта инициатива абсолютно правильная", - одобрил глава государства.

Между тем

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опроверг слухи о плохом самочувствии Владимира Путина. Лучшим доказательством несостоятельности подобных сообщений является "ультранапряженный ежедневный график главы государства", - заявил Песков "Интерфаксу". При этом он подтвердил, что во время саммита АТЭС президент действительно испытывал болевые ощущения при ходьбе - потянул мышцу на тренировке.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Компании Авиация "Аэрофлот" Президент Финансовые проблемы авиаперевозчиков