К тому, что в этом году праздник в регионах России будет проходить в разные дни, отношение неоднозначное. "Такова специфика мусульманского календаря, - пояснил агентствам председатель Совета улемов Татарстана Рустам Батров. - Началом лунного месяца определяется тот день, когда мы видим полумесяц, но в разных регионах он появляется на небе в разное время. Поэтому одни решили считать началом месяца 25 октября, другие - 26-го. Правы те и другие".
Не так благостно настроен зам главы Совета муфтиев России Дамир Мухетдинов, который в своем блоге подверг критике решение некоторых регионов отмечать в этом году главный исламский праздник дважды. "Я опасаюсь, что светлый праздник Курбан-байрам, который призван объединить людей, и в этом смысл любого мусульманского праздника - объединять людей, - пишет он, - может стать праздником раздора. И также я серьезно опасаюсь, что рядовые мусульмане в регионах и республиках, в которых в качестве празднования выбрали 25 октября, могут проигнорировать решения своих региональных, республиканских муфтиятов".
Расхождения в дате празднования случаются в связи с разными способами исчисления времени наступления Курбан-байрама.
"Этот праздник "пуповиной" связан с таким поклонением ислама, как хадж (паломничество в Мекку). Кульминацией хаджа является стояние на горе Арафат. Я думаю, что многим мусульманам будет не по себе от осознания того, что они уже отмечают Курбан-байрам, проливают кровь жертвенных животных в то время, как их родственники, соотечественники, братья и сестры пребывают в долине Арафата", - объясняет свою позицию Мухетдинов.
Из досье "РГ"
Согласно Корану, Архангел Гавриил явился к пророку Ибрагиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына. Сын не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако когда жертва была почти принесена, Аллах помиловал Ибрагима, выдержавшего испытание, и сделал так, чтобы нож не смог резать, а Архангел заменил мальчика бараном.
Празднование начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить ритуальное омовение-гусль, надеть новую и опрятную одежду. Жертвенное животное делят на три части: треть - себе, треть - бедным соседям и треть - тем, кто просит.