Главную русскую оперу поставил модный украинский режиссер, живущий в Германии и с недавних пор отрекомендовывающийся Андрий Жолдак-Тобилевич IV. Сценографию придумал известный дизайнерский дуэт из Латвии Mareunrol s (Роландс Петеркопс и Марите Мастина-Петеркопа). Свет сделал Эй Джей Вайссбард, сотрудничавший с лучшими мастерами режиссуры от Роберта Уилсона до Питера Гринуэя. Место за дирижерским пультом занял Михаил Татарников, музыкальный руководитель Михайловского театра.
Андрий Жолдак, для которого эта работа - дебют в опере, сделал "Онегина" в стиле жесткой мистификации. Он не режет партитуру и не переписывает либретто под свою концепцию в двух цветах и интонациях: от ослепительно белого до непроглядно черного; от нежности к ярости. Режиссер пускает публику по лабиринту своего экстремального мироощущения. Смыслообразующий тезис его постановки: истинное умение любить - это уникальный дар, как и любой иной талант. Он дается не всем и не каждому.
Режиссер то награждает героев высокими чувствами, то безжалостно высмеивает их и унижает за эти же душевные порывы. Доказывает: люди не умеют и боятся любить по-настоящему. Порой на сцене так мало любви и так много провокации и эпатажа, фирменного стиля Жолдака, что действие превращается во фрик-шоу. По дому безостановочно носится "карлик-черномор", суетится старый слуга (аля Фирс) и шатается пьяная мамаша Ларина (этакая провинциальная Раневская). Вообще очень много чеховских интонаций, особенно "Вишневого сада", который Андрий Жолдак совсем недавно сделал в Финляндии. И много каких-то не обязательных утилитарных приспособлений, как микроволновка или пылесос. С одной стороны, режиссер дает понять, что мы погрязли в быту. С другой, явно опасается показаться недостаточно современным.
Сестры Ларины - Татьяна и Ольга (Татьяна Рягузова и Софья Файнберг) - спасаются от тоски деревенской жизни, играя в любовь. Татьяна пишет письмо Онегину в ночном приступе булимии, разрываясь между пером, бумагой и холодильником. Ленский (Евгений Ахмедов) дефилирует в жабо Арлекина. Онегин (Янис Апейнис) сначала делает свое хрестоматийное признание, а в финале ощущает себя банальным рогоносцем - спасибо генералу Гремину (Андрей Гонюков).
Лучше всех поют латышский баритон Янис Апейнис и прима Михайловского театра - сопрано Татьяна Рягузова, хотя в плюс к их сложным партиям режиссер придумал им и титанические по рисунку роли. Но они проходят через это испытание почти без вокальных потерь. В целом музыкальная составляющая спектакля сделана добротно. Но она уступает в яркости творческого высказывания экспрессивному драматургическому решению.
Квинтэссенция этого решения, конечно, финал. Он сделан как демонический бал-маскарад. Жолдак не был бы Жолдаком, если бы и тут трагедию не трансформировал в фарс. После финального аккорда партитуры снова звучит вступление к опере. Открывается занавес, и перед изумленной публикой предстает идиллическая картина: Татьяна сидит в обнимку с Греминым, а рядом резвится их маленькая дочь. Любви нет. Но есть привычка, которая по Пушкину "свыше нам дана, замена счастию она"...