Работы номинантов на Премию Кандинского показывают в "Ударнике"

В этом году на премию Кандинского не только было подано самое большое число заявок - 385, но и выставка номинантов оказалась самой эффектной за все годы существования премии с 2007 года.

Работы 35 художников, вошедшие в "длинный список" премии после первого тура голосования, разместились на трех этажах бывшего кинотеатра "Ударника".

Дом, который построил Иофан, с 1931 года успел побывать концертным залом, кинотеатром, казино. Теперь он живет в ожидании превращения в частный музей современного искусства, который делает Шалва Бреус, он же председатель фонда "АртХроника".

Вообще-то трудно себе представить здание, которое было бы больше противоположно идее выставочного "белого куба", чем кинотеатр. Типичное "дистиллированное" пространство галереи или музейного зала, начиная с 1980-х, должно быть очищенным от контекста, как водка от примесей. Дабы ничто не мешало восприятию. Кинозал, напротив, погружен во тьму, которую прорезывает только луч проектора. Опять же, кстати, для того, чтобы можно было погрузиться в иллюзию, возникающую на экране. "Белый куб" устанавливает дистанцию (интеллектуальную, в частности) между зрителем и произведением, кинозал - стирает ее напрочь, предпочитая чисто эмоциональный отклик. Признаться, идея устроить в кинозале/кинотеатре экспозицию казалась мне обреченной на фиаско. Но то, что сделали архитекторы выставки, Игорь Чиркин и Алексей Подкидышев, более, чем убеждает - пленяет.

Прежде всего они не стали зачищать пространство от следов прошлого. Наоборот, "руины", будь то китчевая колонна с яркими росписями из годов азартной жизни казино или строгая белая опора Иофановских времен, оставлены как своего рода археологические слои раскопа. В результате "современность" нынышних работ, пожалуй, впервые, оказалась вписана не в абстрактное "настоящее" или некую "вечность" истории искусства, а во вполне конкретное, многослойное, чувственное прошлое. Интересно, что это пространство "раскопа" словно вызвало к жизни (но скорее, разумеется, сделало очевидным, зримым) произведения, в которых переживание времени и осмысление его оказываются в фокусе внимания.

В жюри Премии Кандинского в этом году вошли искусствовед Евгений Барабанов, историк искусства Алла Розенфельд, Александр Боровский (ГРМ), Ольга Свиблова (ММАМ), Василий Церетели (ММСИ) , кураторы Роберт Сторр из США и Дэвид Торп из Великобритании

Владимир Григ, к примеру, в проекте "Кустаракита над рекой"  играет со стилевыми штампами 60-х, соединяя, перемешивая ностальгические образы западных и советских медиа тех лет. Татьяна Истомина в работе с подчеркнуто аскетичным названием "Историческое исследование. Анализ первоисточников" использует архивную документальную съемку ХХ века, накладывая на нее "помехи" в виде белых/черных квадратов, кругов, увеличительных луп... Елена Артеменко в проекте "Новое" представляет микс из ста художественных манифестов ХХ века, из которых компьютерная программа генерирует "новое". Время и медиа оказываются почти синонимами. Время нельзя "поймать". Но его ускользающую фактуру можно вспомнить, перелистывая старые журналы. Правда, не факт, что самым главным окажется то, что вспомнится. Может быть, самым главными окажутся фигуры умолчания.

Кроме медиа, способом подобраться к "истории" оказывается история искусств, даже новейшего времени. Возможность увидеть время как варианты популярных (или наоборот, предельно закрытых, маргинальных) художественных стратегий и высказываний, дают прозрачные скульптуры Дмитрия Гутова E'IK'ΩN, похожие на рисунки, сделанные из железа, проекты ТОТАРТ Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова, "Коридор КД", "Механизмы времени" Виталия Пушницкого...

Кроме "археологического" слоя в экспозиции чрезвычайно востребованным оказывается образ кинозала как метафора внутреннего пространства. Архитекторы и куратор при этом заострили столкновение "вневременного" мира подсознания и современности. Кинозал превращается в театр, театр - в индивидуальное высказывание на сцене/набережной/пленэре. Собственно, сопоставление двух проектов - "Время Ч" Григория Брускина и коллективной акции "Пленэр", когда 14 художников письмо "белым по белому" превратили в четко артикулированный политический жест -  одна из самых больших удач экспозиции. Скульптурный проект Гриши Брускина "ВРЕМЯ Ч" представляет театр наших коллективных страхов как мистерию, которая всегда с нами. Работы художников, писавших виды Кремля на пленэре, -  апеллируют к рациональности действия, бросая вызов укоренившимся страхам.

Вообще, лонг-лист получился в этом году очень сильным. Среди фаворитов в номинации "Проект года", наверное, можно назвать "Священную аллегорию" АЕС+Ф, "Вселенский разум" Николая Полисского, "Время Ч" Гриши Брускина или "Веерное отключение" Андрея Филиппова... Но совершенно очевидно, что интрига выставки гораздо увлекательнее, чем ставки на победителя. Она обнаруживает, насколько контрастные, резко диссонирущие, провокативные и неожиданные работы сегодня актуальны.

Эта выставка обещает приключение. Здесь можно найти антиутопическое мокьюментари "Потенциальный прадедушка", парочку псевдомузеев и несостоявшуюся "Утопию", готовую для приема посетителей "Мастерскую" и "Библейскую почту", адресованную всем и вам лично... Словом, "Ударник" не подвел.

Цифры

- 385 заявок было подано на конкурс
- 35 номинантов вошли в "лонг-лист" премии
- 50 000 евро - общий призовой фонд премии
- 40 000 евро получает художник, чья работа названа "Проектом года"
- 10 000 евро - победитель в номинации "Молодой художник. Проект года".

Фоторепортаж