На юридическом языке это называется "профессиональное представительство" или "адвокатская монополия". При таком порядке для защиты своих интересов в суде придется нанимать не любого юриста, а имеющего корочку адвоката. Или какой-нибудь соответствующий допуск, скажем, аккредитацию в суде. Напомним, пока это только идея, которая уже несколько лет обсуждается в юридическом сообществе. У нее есть как сторонники, так и противники.
Накануне в стенах Высшего арбитражного суда прошло интересное мероприятие: Европейский день гражданского правосудия. В рамках праздника прошла презентация арбитражной системы, а также деловая игра студентов юридических вузов, изображавших стороны судебного процесса. Финальная же сессия мероприятия была посвящена обсуждению идеи профессионального представительства в судах.
Кстати, не так давно в прессе промелькнула информация, что якобы высший арбитраж даже разработал соответствующий законопроект. Как выяснилось, это не совсем так: была только некая концепция, набросок идей.
"Проекта нет, были только рабочие обсуждения, - заявила заместитель председателя ВАС России Татьяна Андреева. - Но документа, который можно было бы вынести на публичное обсуждение, нет". По ее словам, нет речи о создании новой профессии судебного представителя, задачу надо решать в рамках действующих институтов. Обычно первыми кандидатами в "судебные монополисты" называются адвокаты. Но это к слову. Представители арбитража считают, что надо выработать критерии квалифицированной юридической помощи, которые можно было бы предъявлять к представителям. Просто так взять и отдать судебную защиту граждан и организаций на откуп адвокатам не планируется.
Сторонники предложения считают, что сегодня гражданам трудно рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь, потому что на рынке работают все, кому не лень. А корочка адвоката, мол, все-таки является хоть какой-то гарантией профессионализма. Хотя, понятно, гарантия не стопроцентая.
В свою очередь, корпоративные юристы вряд ли согласятся с такой постановкой вопроса. Они, наоборот, считают, что в смысле профессионализма мало чем отличаются от адвокатов. Разный только статус.
Кстати, как заявила недавно в интервью информационным агентствам заместитель министра юстиции России Елена Борисенко, Россия стоит на пороге реформы своей юридической системы. "Реформа давно назрела, она просто необходима, так как на сегодняшний день российский рынок юридических услуг абсолютно либерален, - сказала она. - Он регулируется только в сфере уголовного процесса, где есть требования к квалификации и статусу лица, представляющего интересы сторон. Во всех остальных отраслях у нас любое лицо, даже без юридического образования, может осуществлять юридическую практику". По ее словам, концепция реформы еще обсуждается. Но профессия, на взгляд Елены Борисенко, должна быть единой, и развиваться в едином сообществе, которое будет независимым и обладать эффективным механизмом по допуску в юридическую среду только профессионалов и исключению неквалифицированных или ведущих себя неэтично по отношению клиенту участников.
ЦИФРА
66
Тысяч
с лишним адвокатов зарегистрировано в реестре Минюста России.