30.10.2012 17:15
    Поделиться

    Сергей Борисов: Острая конкуренция - лучший стимул для инноваций

    Бизнес предлагает включить в ЕГЭ экзамены по предпринимательству
    Малые и средние предприятия медицинской сферы могут к 2020 году увеличить рынок своих услуг в 18 раз, а предприятия питания и гостиничного обслуживания в 8 раз. А мукомолы и хлебопекари будут готовы увеличить объемы выпуска своей продукции в 4-5 раз.

    Такие прогнозы привел сегодня президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России" Сергей Борисов.

    Правда, пока большая часть предприятий малого и среднего бизнеса в России, по словам Борисова, сосредоточена в сфере торговли и общественного питания, на них приходится 41 процент. Примерно 18 процентов таких предприятий занято в сфере бытовых услуг, 10-12 процентов - в строительстве. На медицину приходится 1,5-2 процента средних и малых предприятий. На так называемые "инновационные бизнесы", связанные с высокими и IT-технологиями  - не более 1,5 процентов.

    "В России пока менее 6 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, из которых предприятий меньше 2 миллионов, остальные 4 миллиона зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, причем треть из них работает нерегулярно", - посетовал Борисов.

    Развитию частной инициативы в России, отметил он, мешают даже не столько административные барьеры и коррупция, высокие налоги и таможенные сборы, сколько неготовность граждан принимать на себя риски и ответственность, нехватка специальных знаний. "Предпринимателей нужно растить со школы. Например, в британском аналоге ЕГЭ выпускникам школы предлагаются задачи по бизнес-администрированию, - рассказал он. -  Нам бы тоже не повредила подобная практика". Необходимо, чтобы высшее и среднее профессиональное ориентировалось не на свои стандарты, а на реальные потребности рынка, малого и среднего бизнеса, уверен Борисов. Пока, к сожалению, по его словам, наше образование не догоняет рынок.

    Впрочем, не все так печально, успокоил Борисов журналистов. Несмотря на все трудности, малый бизнес в России показал свою эффективность даже в кризисные годы. В то время как крупные компании вынуждены были сокращать персонал и налоговые выплаты, чтобы оптимизировать издержки, собираемость налогов с малого и среднего бизнеса выросла примерно на 22 процента.

    Крупные российские компании, ориентированные, прежде всего, на экспорт энергоносителей, в силу своей специфики и почти монопольного положения не имеют стимулов для инновационного развития, считает Борисов. "Многие заняли свои ниши и не шевелятся активно, а под лежачий камень вода не течет, - полагает глава "ОПОРы России", - стимулом для инноваций является только острая конкуренция".

    Конкуренция, по словам Борисова, возникает в первую очередь между предприятиями малого и среднего бизнеса, которые сражаются между собой за конечного потребителя в условиях ограниченных ресурсов. Вступление России в ВТО очень поспособствует обострению внутренней конкуренции и развитию малого и среднего предпринимательства в России, убежден Борисов. Хотя, по его словам, крупные игроки рынка уже стонут и жалуются, что ужесточение конкуренции лишает их дешевой рабочей силы.

    Поделиться