29.10.2012 23:43
    Поделиться

    Геологоразведка станет приоритетом в политике государства

    Сырьевая база России в последние 25 лет увеличивается медленнее, чем темпы роста добычи и экспорта сырьевой продукции. Особенно это видно по балансу ресурсов - добыче углеводородов, химического сырья, многих руд цветных и полудрагоценных металлов. Поэтому требуются комплексные меры государственной и государственно-частной поддержки геолого-разведочных работ в стране, по опыту индустриальных, большинства развивающихся стран и многих государств экс-СССР. Таковы основные выводы VII Съезда геологов России.

    Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ, обозначил наиболее сложные задачи, стоящие перед отраслью. Приоритетная среди них - это подготовка к долгосрочному освоению ресурсов Восточной Сибири, Дальнего Востока и континентального шельфа России в связи с "уходом" ресурсно-сырьевой базы в эти отдаленные регионы РФ (см. карту). По мнению министра, развитие геолого-разведочных работ становится одним из приоритетов в ресурсно-экономической политике государства. А сама геологоразведка должна быть четко увязана с конкретными региональными программами по развитию добычи и переработки минерального сырья.

    Пожалуй, наиболее актуальный вопрос в этой сфере - недостаточность финансирования. Оно, как государственное, так и коммерческое, уже не первый год отстает от потребностей геологоразведки в 3-5 раз, по мнению участников форума. Как решать эту проблему?

    Роснедра предлагают финансировать геолого-разведочные работы в первую очередь за счет процентных отчислений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Или - в рамках создания специального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы. Это предложил руководитель Роснедр Александр Попов. Кроме того, по мнению А. Попова, необходимо законодательно закрепить в федеральном бюджете целевую статью финансирования геологоразведки. Кстати, эти методы "геологического" финансирования с начала 2000-х годов активно используются в других странах БРИКС и в большинстве стран экс-СССР (в Беларуси, Туркменистане и Узбекистане доминирует прямое, причем растущее госфинансирование геологразведки).

    Сегодня, по словам Попова, геологическая отрасль РФ стоит перед сложным выбором: либо сокращать бюджетное финансирование и перекладывать его целиком на недропользователей, либо наращивать роль государства с помощью бюджетных средств. При этом государство может существенно увеличить финансирование в этой сфере за счет отчислений недропользователей, то есть от НДПИ.

    Хотя расходы на развитие отрасли за последние пять лет выросли в пять раз, эти средства в основном направляются на доразведку задействованных месторождений, а не на поиск новых

    Между тем объемы вложений в эту российскую отрасль едва покрывают треть ее финансовых потребностей. По оценке руководителя Роснедр, для воспроизводства минерально-сырьевой базы необходимо направлять на геологоразведку до 500 млрд руб. в год, что почти втрое превышает среднегодовой уровень финансирования геологоразведки в РФ с начала 2000-х. И, хотя расходы на развитие отрасли в России за последние пять лет выросли в пять раз, эти средства в основном направляются на доразведку задействованных месторождений.

    Стимулировать отрасль и недропользование возможно и другим способом. Замминистра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов отметил, что недавнее решение правительства о предоставлении возможности изменения границ лицензионных участков недр, как по площади, так и в глубину, позволит вовлечь в разработку дополнительно 900 млн тонн нефти из нераспределенных ее запасов в недрах. По его мнению, осваивать такие объемы компании смогут, во-первых, расширив границы участков по площади и по глубине. А во-вторых - используя в тех же районах действующую инфраструктуру по добыче.

    Эти меры уже нельзя откладывать. Как полагает Евгений Козловский, вице-президент Российской академии естественных наук, задача увеличения к 2020 г. ВВП России по сравнению с 2005 г. в 2,5-3 раза повлечет за собой рост потребления минерально-сырьевых ресурсов в 1,5-2 раза. Но, по расчетам Е. Козловского, недофинансирование геологоразведки за 2009-2012 гг. в 20 млрд руб. привело к тому, что совокупные потери экономики за этот период от недофинансирования разведки только твердых полезных ископаемых достигают 10 трлн руб. в текущих ценах.

    Поделиться