Субъекты РФ получат субсидии на закупку автобусов на газе

Сегодня в России немногим более половины пассажирских автобусов имеют возраст более 10 лет. Те, которые старше 5 лет, составляют 25%. К экологическому классу Евро-3 принадлежит 15% парка. Что касается грузовых автомобилей, 64% из них старше 10 лет и более 60% соответствуют экологическому классу Евро-0.

Потребители автотранспортной техники в последнее время не спешили ее обновлять, ожидая от государства льгот и квот, в том числе и на программы лизинга. Их трудно в этом обвинить, ведь практически все другие виды транспорта, так или иначе, поддерживаются государством в процессе приобретения нового подвижного состава. Лед отчасти тронулся и в сегменте автомобильных перевозок. Останутся ли эти меры разовыми или войдут в систему?

Выступая недавно в Новосибирске с докладом на совещании по развитию транспортного комплекса Сибирского федерального округа, глава минтранса Максим Соколов сообщил: для повышения экономической эффективности работы автотранспорта, снижения его аварийности и отрицательного воздействия на окружающую среду правительство дало поручение субсидировать субъекты РФ при закупке автобусов, работающих на газовом топливе, трамваев и троллейбусов.

Минтранс подготовил соответствующий проект постановления, который был принят правительством. Документ устанавливает порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета общим объемом 3,5 млрд руб. бюджетам субъектов РФ на закупку упомянутой техники.

Это первая федеральная программа, направленная на приобретение экологичных видов транспорта. Размер субсидии на приобретение единицы транспортного средства составит: 2500 тыс. руб. - на автобус, работающий на газомоторном топливе; 3000 тыс. руб. - на троллейбус; 5000 тыс. руб. - на трамвай. Доля софинансирования из средств бюджета субъекта РФ должна составить не менее 20% (включая средства муниципалитетов). При этом субъекты РФ могут также привлекать средства внебюджетных источников: транспортных предприятий, кредитных и лизинговых организаций.

Еще один шаг, недавно предпринятый минтрансом, это начало взаимодействия с группой Всемирного банка по вопросу развития городских транспортных систем. Замминистра транспорта Николай Асаул встретился с представителями этого банка. Они обсудили реализацию совместного проекта по развитию городских транспортных систем, который предусматривает работу в правовой и организационной сферах, а также в области систем управления общественным пассажирским транспортом и дорожным движением. Он будет вестись на условиях софинансирования со стороны банка и минтранса в нескольких российских городах.

Объем финансирования программы со стороны Всемирного банка - 119 млн долл. (средства займа Международного банка реконструкции и развития). Ориентировочный объем средств федерального бюджета на эти цели составит 3,8 млрд руб.

Однако на фоне такой благостной картины, разворачивающейся на глазах транспортной общественности, камешек в огород последней, похоже, все-таки прилетит. И не куда-нибудь, а именно в сегмент лизинга. Так, участники прошедшего недавно форума "Лизинг в России", представители весьма уважаемых в РФ и мире лизинговых структур констатировали, что сегодня в России транспорт стоит на первом месте по использованию механизмов лизинга. Управляющий директор "Райффайзен Лизинг" Галина Майер констатировала: 72% договоров приходится на колесную технику, железнодорожный и автотранспорт, а 9% - на авиатранспорт и суда. Тем не менее темпы роста рынка лизинга в первой половине 2012 года заметно снизились - до 34%. Тогда как в 2011 году данный показатель составлял 107%.

Если проанализировать состояние дел по видам транспорта, то лидирует по-прежнему железнодорожный, сообщают аналитики "Сбербанк Лизинг". Дела у авиаторов также весьма успешны, с учетом заявления Максима Соколова о намерениях государства поддерживать лизинговые схемы в приобретении воздушных судов для развития социально значимых региональных авиаперевозок. Государственная программа развития лизинга морских и речных судов отечественного производства есть и у судостроителей.

В последнее время лизингодатели существенно расширили линейку услуг, предоставляемых владельцам автотранспорта. Кроме того, началась активная экспансия крупнейших игроков в регионы. Например, Сбербанк в нынешнем году открыл кредитную линию казанской лизинговой компании "Лизинг Трейд" на 487 млн рублей. Линия предоставлена на срок до 5 лет. Средства будут направлены на приобретение автобусов для последующей передачи в лизинг автотранспортным предприятиям столицы Татарстана. До конца года планируется заменить 400 автобусов.

Регионы и сами стремятся к сотрудничеству в этой сфере. В качестве одного из направлений в решении задачи по обновлению межгородского и межмуниципального автобусного парка Псковская область, по словам главы региона Андрея Турчака, рассматривает возможность создания лизингового фонда, в том числе с участием областного бюджета и внебюджетных источников.

Около 80% автобусных перевозок в Якутске осуществляется владельцами частного транспорта. В столице Республики Саха (Якутия) создана эффективная модель взаимодействия компаний-перевозчиков с местными властями, с помощью которой координируется и улучшается обслуживание пассажиров. Директор Некоммерческого партнерства "Союз автопредпринимателей", в который входят все коммерческие перевозчики, Сергей Максимов рассказывает, что "Союз авто" разработал свою программу обновления подвижного состава: 230 единиц за 3 года. Ее успешно выполнили, отработав лизинговую схему приобретения. А в нынешнем году начали другую программу, рассчитанную на 300 машин, которые намерены в основном тоже приобретать в лизинг. Поскольку республика газифицирована, стараются закупать технику, которая работает на газе.

На этом фоне Объединенная Лизинговая Ассоциация провела интерактивный опрос среди участников вышеназванного представительного форума. И на вопрос о государственном влиянии на отрасль 68% респондентов ответили, что "действия государства противоречат рыночному развитию отрасли". А треть участников опроса заявили, что государство не оказывает существенного влияния на их бизнес. Заместитель директора ОЛА Марина Юрина резюмировала, что опрос подтвердил тот печальный факт, что государство практически никак не помогает развитию отрасли.

Налицо явное противоречие: либо лукавят лизингодатели, либо речь идет о вполне определенном виде транспорта - автомобильном. Здесь с лизингом все совсем не просто. Президент Международного автотранспортного форума Михаил Низов неоднократно высказывался на различных дискуссионных площадках: да, на рынке предлагается широкий спектр техники, но условия лизинга часто являются для перевозчиков неприемлемыми. По причине риска финансовых потерь из-за изменений законодательства и тенденций рынка, неадаптированности технологий лизинговых компаний к финансовой деятельности транспортных предприятий. А также из-за отсутствия взаимодействия поставщиков транспортных средств, лизинговых и страховых компаний в процессе обновления парка коммерческих автомобилей и системы государственных мер экономического стимулирования этого процесса. Михаил Низов считает, что транспортные компании из всех достоинств лизинга пользуются только возможностью сокращения объема выплачиваемых налогов. Ведь шаблоны лизинговых соглашений предусматривают краткосрочную схему финансового лизинга с обязательным выкупом транспортного средства.

Собственно, в чем-то эксперт прав. При пополнении корпоративного автопарка с помощью лизинга стимулирующим фактором является экономия на налоге на прибыль и налоге на имущество. У лизингодателей тоже есть определенный интерес: фактор ускоренной амортизации, которая ведет к налоговым льготам. Однако "Основные направления налоговой политики на 2012 год" предусматривают ее частичную отмену. Именно это и может стать тем самым камнем преткновения для лизинга в целом и для лизинга ТС в частности. При этом государство, естественно, стремится к прозрачности рынка лизинговых услуг и максимальному поступлению налогов.

По словам генерального директора "ИКБ Лизинг" Сергея Иванова, отмена ускоренной амортизации по действующему портфелю приведет к банкротству большинства лизинговых компаний, вследствие неспособности заплатить существенно больший налог на прибыль. А это, в свою очередь, приведет к значительному сокращению объема новых сделок и сокращению инвестиционной активности.

Комментарий

Альфредо Дэррико, генеральный директор компании "Ивеко Руссия":

- За 9 месяцев 2012 года на долю наших микроавтобусов приходится примерно 3-5% лизинговых сделок. Связано это в первую очередь с тем, что большая часть приобретаемых микроавтобусов предназначается для коммерческой перевозки людей.

Обязательным требованием лизинговой компании является заключение полиса КАСКО. Ввиду большой убыточности страхования подобного вида транспорта, многие компании не готовы принимать на себя такие риски, а те, кто готов, предлагают достаточно высокие тарифы. Вследствие чего лизинговая схема по финансированию микроавтобусов получается достаточно дорогой по сравнению с банковским кредитом, при которой страхование является не обязательным.