Медведев дал месяц на обсуждение проекта по созданию мегарегулятора

Проект по созданию мегарегулятора на финансовом рынке отправлен на доработку - премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании, посвященном созданию в Москве международного финансового центра, поручил правительству в течение месяца проанализировать все предложения. Ключевой вопрос, который предстоит решить, - каким образом должны быть распределены регуляторные полномочия между Центробанком и Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).

Вариант вливания ФСФР в Банк России поддержали глава службы Дмитрий Панкин и министр финансов Антон Силуанов. Однако чиновники пока не договорились о том, станет ли служба структурным подразделением ЦБ либо независимой структурой в его составе. По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, мегарегулятор может быть создан уже к началу 2013 года. При этом самой простой схемой его создания он считает ликвидацию ФСФР и создание на базе службы нескольких департаментов в структуре ЦБ.

В рамках создания мегарегулятора минфин на прошлой неделе выступил с инициативой наделить регуляторными полномочиями саморегулируемые организации (СРО). Директор департамента финансовой политики минфина Сергей Барсуков обратил внимание на то, что сегодня не все СРО попадают под действие соответствующего федерального закона. "У нас на каждый сегмент рынка свой формат регулирования со стороны базового закона о СРО. За рамки закона о СРО выведен банковский рынок и выведен рынок ценных бумаг, но страховой рынок попадает. С точки зрения регулирования и роли СРО на рынке ценных бумаг там тоже есть разделение и по видам деятельности и, соответственно, полномочия также определены в соответствии с законом "О рынке ценных бумаг",- отметил чиновник. По его словам, пересмотреть сложившуюся ситуацию минфин планирует в ближайшее время. Основная задача, как подчеркнул Барсуков, понять, должна ли оставаться роль СРО, общественных организаций, проф объединений на разных сегментах рынка разной, либо ведомство должно определить, какой формат для какого сегмента финансового рынка наиболее предпочтителен.

- Думаю, такая мера может быть полезна. Создание мегарегулятора может упростить управление финансовыми рынками, помочь быстрее принимать решения, - сказал президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаил Мамута. - Помимо этого, усиление финансового надзора сделает финансовые рынки стабильнее. Если эти задачи удастся выполнить, Россия может стать более привлекательной для международных инвесторов. При этом важно суметь выстроить систему, учитывающую специфику разных сегментов финансового рынка. Это сложная задача, но ее решение должно описывать все механизмы работы новой структуры.

Предложения по изменениям регулирования финансового рынка есть и у самих профессиональных участников рынка. В частности, Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) выступает за сохранение двух регуляторов, тесно взаимодействующих друг с другом. Один из них должен отвечать за финансовую стабильность и осуществлять пруденциальное регулирование системно значимых финансовых институтов. В введении второго регулятора - поддержание справедливых правил функционирования рынков, обеспечивающих защиту прав инвесторов и потребителей финансовых услуг. По мнению НАУФОР, в ведении ФСФР должно остаться регулирование деятельности и контроль за деятельностью небанковских финансовых компаний. Вместе с тем ее статус должен быть усилен за счет возврата полномочий, ранее переданных в минфин. ЦБ должен обладать полномочиями по пруденциальному регулированию и надзору за системно значимыми организациями. Однако глава ФСФР Дмитрий Панкин высказался против разделения пруденциального надзора. По его словам, надзор должен быть единым, нельзя отделить пруденциальный надзор от надзора за соблюдением установленных правил и процедур, потому что важно понимать весь комплекс рисков, который берет на себя финансовый институт.

- Мегарегулятор, безусловно, необходим, и создание его на базе ЦБ представляется вполне логичным,- отметил ректор Учебного центра "Финам" Ярослав Кабаков.- Процессы усиления контроля за инвестиционным сегментом идут во всем мире. Большой объем накопленных денежных ресурсов на счетах ЦБ и наличие существенной долговой проблемы, а также необходимость перестройки экономик ЕС, России на базе усиления доли долгосрочных инвестиций ведет к тому, что рынок под влиянием действий властей консолидируется, становится более активно управляемым "сверху". Центробанк теперь будет "видеть" как ситуация на рынке ценных бумаг влияет на балансы банков и наоборот. И принимать соответствующие меры.

По словам Кабакова, с появлением мегарегулятора условия усложнятся прежде всего для небольших игроков, они будут стимулировать консолидацию инвестиционного сегмента в среднесрочном периоде. Подключение к этому процессу СРО участников каждого из рыночных сегментов эксперт оценивает позитивно. По его мнению, это может снизить риски того, что после появления мегарегулятора банковские организации начнут вытеснять с рынка остальных игроков.