Именно безнаказанность злоупотребления монопольным положением, повсеместно завышая издержки, делает Россию неконкурентоспособной, причем не только в коммерческом, но и в социальном смысле слова.
Именно произвол монополий является главной причиной инфляции, поэтому стандартная борьба с ней ужесточением финансовой политики и сокращением бюджетных расходов, неуклонно и с энтузиазмом одобряемые "всем мировым сообществом", столь же неуклонно проваливается и ведет лишь к дезорганизации производства, трудностям с банковской ликвидностью.
Именно монополизм превратил ипотечное кредитование, развернутое в рамках национального проекта "Доступное жилье", в механизм завышения цены жилья и вместо решения жилищной проблемы кардинально усугубил ее.
Но механически устранить монополии их нельзя: это приведет к устранению самого экономического организма нашей страны, основой которого они тем не менее остаются.
Ведь монополии не падают с неба и не создаются в силу ошибочных организационных решений: они естественным образом порождаются экономикой на индустриальном этапе развития и сохраняются на постиндустриальном. Крупные корпорации (там, где их создание допустимо технологически) эффективнее средних и мелких не только в силу доминирования на рынке, но и по чисто производственным соображениям: благодаря "эффекту масштаба", экономии на издержках, контролю за внутренней инфраструктурой, стандартизированному управлению. И это не говоря о таких бонусах, как легкий доступ к внешнему финансированию и возможности снижать риски за счет распределения рисков между различными регионами, а в случае глобального бизнеса - и юрисдикциями.
Поэтому крупные корпорации, неминуемо, просто в силу своих масштабов, занимающие монопольное положение, являются в современном мире ключевым фактором национальной конкурентоспособности, а их выращивание и вывод на глобальный уровень - ключевой задачей всякого ответственного правительства.
Соответственно, и требование уничтожения крупных монополий (например, удавшееся либеральным реформаторам разрушение РАО "ЕЭС России" и проваленное ими аналогичное расчленение "Газпрома") является не более чем изощренным способом глобальной конкурентной борьбы.
Конечно, полностью запрещать его нельзя, однако насильственное разделение монополии не должно разрушать единый технологический комплекс и может применяться для поддержания конкуренции лишь в качестве последнего средства, когда все остальные меры регулирования и увещевания оказываются полностью исчерпанными и монопольные злоупотребления вырываются из-под контроля общества. Характерно, что в США - стране, наиболее подверженной монополизму и первой начавшей бороться с ним, эта мера предпринималась лишь несколько раз за всю их историю (наиболее известны разделение Standard Oil Рокфеллера в 1911 году и AT&T - в 1982-м).
В нашей стране говорить об этом еще рано: нормальное, цивилизованное антимонопольное регулирование до сих пор остается лишь благим пожеланием, и применение обычных мер регулирования будет, скорее всего, воспринято российскими монополистами вполне адекватно.
Прежде всего необходимо преодолеть раздробленность и частичность антимонопольного регулирования. С какой бы искренностью и энтузиазмом ни говорили Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по тарифам о тесной координации своих усилий, как бы добросовестно председатель ФАС ни работал в составе правления ФСТ, это две разные структуры, что неизбежно ведет к нестыковкам и недостаточной комплексности работы.
Ключевой шаг, ограничивающий произвол монополий, - обеспечение полной прозрачности структуры цен как естественных монополий, так и любых компаний, подозреваемых в злоупотреблении монопольным положением. Антимонопольная служба должна получить в этом отношении абсолютные права (и соответствующие им ресурсы).
Конечно, в ходе расследований она может получать информацию, составляющую коммерческую тайну соответствующих компаний, и, если эта тайна не будет связана со злоупотреблением монопольным положением или иным нарушением законов, антимонопольной службе придется хранить ее, как если б это была государственная тайна.
Антимонопольная служба должна получить право по примеру Германии при резком колебании цены сначала возвращать ее на прежний уровень и лишь потом расследовать обоснованность ее изменения, расценивая отказ продавать продукцию по этой цене как уголовное преступление. Ведь антимонопольное расследование может длиться годами, за которые экономике может быть нанесен невосполнимый ущерб, поэтому защита от этого ущерба может носить опережающий характер.
Российским производителям надо обеспечить свободный доступ на рынки городов, при необходимости - силовыми структурами и проведением спецопераций по расчистке путей для свободной конкуренции, так как в ряде случаев монополистом, особенно в торговле, является оргпреступность.
Потребители услуг и товаров естественных монополий должны иметь полную свободу в подключении к их сетям и получении этих услуг и товаров по справедливым ценам везде, где есть малейшая техническая возможность для этого.
Следует решительно устранить массовое использование прав интеллектуальной собственности для прикрытия злоупотребления монопольным положением.
И, конечно же, по примеру Италии надо категорически запретить размещение сетевых магазинов везде, где могут находиться и успешно работать обычные магазины.
Многие из этих задач трудны. Но беда не в том, что за четверть века рыночных реформ они до сих пор не решены, беда в том, что большинство из них даже и не начали хотя бы пытаться решать!
Благодаря этому, впрочем, малейшее реальное усилие в описанных направлениях принесет быстрый и ощутимый всей страной позитивный эффект.