"Верхи" и "низы"
Последние статистические данные, касающиеся притока инвестиций в Башкортостан, выглядят вполне обнадеживающе. Есть прогнозы, что к концу года они составят сумму в 230 миллиардов рублей против прошлогодних 185 миллиардов. Но статистика порой бывает лукавой. Если разделить вроде бы огромные суммы на душу населения, то выясняется, что по этому показателю в Приволжском федеральном округе Башкортостан находится только на седьмом месте - то есть в крепких середняках. Можно ли улучшить ситуацию? Поиск ответа на этот вопрос идет постоянно, создано немало структур, призванных улучшить доходную часть региона, однако эффективность от их деятельности пока далека от идеала.
Серьезный упрек президент РБ бросает руководителям муниципальных образований:
- Существует много бюрократических препон с выдачей разрешений, выделением земли, подключением к электроэнергии, - считает глава региона Рустэм Хамитов. - Эта тема вроде бы уже всем надоела. Могу сказать, что наступит момент, когда терпение лопнет, в том числе и у меня. И будут приняты жесткие меры.
Пока же чиновничья братия стоит "стеной". А на правительственном уровне думают, насколько реально обойти ее с "флангов". Одной из таких мер стала организация "горячей линии". Теперь по телефону 8 (347) 2-505-707 можно передавать всю информацию по инвестпроекту специалисту, имеющему непосредственный выход на президента РБ, который, если сочтет нужным, сам свяжется с причастными к жалобам людьми и примет меры.
Еще одной попыткой создать параллельный механизм работы с предпринимателями станет появление специалистов по вопросам инвестиций.
- Главам муниципалитетов, городских образований нужны помощники, профессионалы в этом вопросе, - говорит Рустэм Хамитов. - Выполнять эту работу теперь будут специальные инвестиционные уполномоченные.
Рассматривается в республике вопрос и об учреждении должности вице-премьера, который аккумулировал бы всю работу на тему инвестиций.
Свое решение предложил и уполномоченный по правам предпринимателей в регионе Рафаиль Гибадуллин. А именно: по всей республике создать на местах институт его общественных помощников. Гибадуллин уверен, что и с этой стороны можно будет повлиять на глав администраций, чтобы повернулись лицом к бизнесу.
Вопрос о том, насколько необходимо такое раздувание штатного и внештатного актива, по большому счету, пока не обсуждался. Видимо, настолько крепки бюрократические препоны, что малыми силами, пренебрегая ручным управлением, с ними не совладать.
4 из 11
Но любые благие начинания могут завершиться ничем, если они организованы на любительском уровне. Такая мысль высказывалась, например, во время недавнего заседания Общественного совета по улучшению инвестиционного климата.
Как известно, республика вошла в число пилотных регионов, где с помощью российского Агентства стратегических инициатив (АСИ) внедряется "дорожная карта" для улучшения делового климата в регионе. В ней - 11 пунктов. Участники совещания считали по-разному, но все-таки сошлись во мнении, что на сегодня реально осуществимы лишь четыре из них.
- У нас над "дорожной картой" работает отдел инвестиций, его курирует первый заместитель министра, - рассказал глава министерства экономического развития региона Евгений Маврин. - Да, самыми сложными пунктами еще только предстоит заняться, много времени отнимают различные бюрократические процедуры. Но думаю, что в течение месяца мы сможем подписать соответствующее соглашение между АСИ и правительством республики.
Самый сложный пункт, по признанию участников обсуждения, касается обеспечения доступной инфраструктуры для размещения производственных объектов, промышленных парков, инновационных производств и т.д. Время для исправления ситуации вроде бы есть, но изменения происходят со скрипом.
- Выполненные четыре пункта из 11 - это показатель и нашего организационного, интеллектуального уровня, - считает Рустэм Хамитов. - Практически вся деятельность ведется на общественных началах, то есть на любительском уровне. А ведь уже в декабре на Госсовете нам предстоит отчитываться о проделанной работе, доказывать, что мы не зря вошли в Ассоциацию инновационных регионов России.
Землю - кому?
При всем вышесказанном "внешних" проблем, связанных с улучшением инвестиционной ситуации, в республике не меньше, чем внутренних. Одну из них президент РБ обозначил предельно жестко:
- Рейдерство - страшная болезнь. Я точно знаю, что в Башкортостане действует высокооплачиваемая профессионально подготовленная команда юристов. Это самая настоящая банда, которая захватывает предприятия, уничтожая бизнес ради личной наживы. А стражи порядка спокойно смотрят, как мошенники строят свое счастье на жизненной катастрофе других.
Если "персоналии" пока не озвучиваются, то методы выхода из сложившейся ситуации вроде бы проясняются - во всяком случае в ситуации с землей, которая для инвесторов становится поистине "золотой".
- Мы изучили опыт нескольких регионов, - говорит Евгений Маврин. - Есть два пути: переводить участки в собственность региональной власти или выкупить их и затем предоставить без лишних проволочек инвесторам. В любом случае решение принимать нужно, иначе процедуры землеотведения затянутся на годы.
Такая волокита неприемлема, ведь к 2015 году, когда в Уфе пройдут саммиты ШОС и БРИКС, необходимо решить много инвестиционных задач, связанных в первую очередь со строительством.
- Мне больше по душе вариант с переводом земли в республиканскую собственность, - уточнил Рустэм Хамитов. - Не хочется "кормить" владельцев нечестно приобретенных участков. По пути перевода земель пошли в Нижегородской области. Да, там была "война" по этому поводу с местными чиновниками, лишавшимися лакомого куска. Давайте думать, какой путь можем выбрать мы.
Чужие среди своих
Отдельная проблема - "донорство" республики в отношении представителей крупного бизнеса, который, чувствуя себя в Башкортостане вполне комфортно, отнюдь не торопится поддержать регион хотя бы в виде тех же налоговых поступлений. Так, в республике сегодня существуют филиалы почти 90 российских банков. При этом все крупные сделки с предприятиями они проводят через свои головные организации, находящиеся за пределами РБ. Естественно, и налоги по этим операциям утекают мимо регионального бюджета.
- Три крупнейших сотовых оператора зарабатывают в Башкортостане, по официальным данным, 15 миллиардов рублей в год только на телефонных разговорах абонентов, - привел пример глава региона. - А налогов в бюджет республики ими выплачено только 150 миллионов. Один процент от прибыли. И как прикажете это понимать?
В целом республика терпит убытки по многим направлениям. Нет своих серьезных ритейловых фирм, школ бизнеса, страховых компаний. В результате, по подсчетам специалистов, Башкортостан теряет за год порядка 40 миллиардов несобранных доходов. При том, что весь бюджет республики достигает 120 миллиардов, размер "пробоины" выглядит более чем внушительно.
Аргумент о том, что Башкортостан является далеко не единственным регионом, где приходится преодолевать подобные трудности, - это слабое утешение. Может быть, выручит человеческий фактор?
- Необходимо срочно модернизировать наше правительство, которое сохраняет структуру родом из 70-х годов прошлого века, нужно открыто говорить о наших проблемах, - считает Рустэм Хамитов. - Трудностей много. Но надо четко представлять, в каком направлении двигаться. Тогда и люди подтянутся, и процесс пойдет.