"С одной стороны, это прогресс для нашей страны, с другой - такими темпами мы не сможем подняться на 20-е место к 2018 году, - комментирует итоги рейтинга президент РСПП Александр Шохин. - Очевидно, что нужны дополнительные стимулы, чтобы достичь такого показателя. Конечно дело не в пресловутом рейтинге. Можно составить собственный рейтинг, где мы будем уже завтра на первом месте. Однако ситуация от этого не изменится, а она такова, что Россия пока не является безоговорочно привлекательной страной как для иностранных инвесторов, так и для отечественных".
И если Москва и Московская область пока остаются желанным местом для реализации инвестиционных проектов, то в регионах ситуация не столь радужная. Различные субъекты РФ по-разному выстраивают работу с бизнесом и инвесторами. Одни могут похвастаться сотнями успешно реализованных инвестиционных проектов, у других результаты гораздо скромнее. Первых, к сожалению, пока гораздо меньше. И дело не в географических, природных и других различиях, а в пресловутом человеческом факторе.
"Первым шагом в улучшении инвестклимата в регионах должно стать качество местной власти, - уверен зампред Госдумы Андрей Воробьев. - Она должна быть предсказуема и открыта к диалогу с инвесторами. Кроме того, региональные власти должны подготовить всю необходимую инфраструктуру, соответствующие законопроекты, которые бы облегчали жизнь малому и среднему бизнесу. Вторым шагом должно стать развитие инфраструктуры, т.к. без достаточной пропускной способности железных и автодорог, легкого подключения к энергосетям вряд ли возможно рассчитывать на серьезные сдвиги. Третьим шагом должно стать повышение качества законов".
Для привлечения инвестиций в регионы есть стандартные технологии. В частности, разработанный АСИ единый региональный инвестиционный стандарт, где есть обязательные требования к администрации региона в вопросе привлечения инвестиций. В частности, наличие закона об инвестиционной деятельности, наличие регионального агентства для привлечения инвестиций, наличие определенной инфраструктуры, например, телефон "горячей линии" губернатора, куда могут в случае необходимости обратиться инвесторы.
"Ни один инвестор не придет в регион, если он не знает, что регион для него сделает в плане юридического обоснования его пребывания, каковы будут гарантии подключения к электрическим сетям, воде и т.д., а также будет ли присутствовать концессионное соглашение, если проект крупный, и есть ли местное законодательство в отношении ГЧП", - уверен председатель правления Фонда "Институт современного развития" Игорь Юргенс. Но даже при наличии всех формальных элементов, которые говорят о том, что инфраструктура для привлечения инвесторов существует, в каждом регионе обстановка складывается по-своему. В одни регионы инвесторы идут охотно, а в другие их и калачом не заманишь. "Нам нужно найти ответ на вопрос, какой алгоритм действий необходимо приложить к регионам, чтобы изменить ситуацию, чтобы инвесторы с желанием вкладывали свои деньги в те города, которые имеют огромный инвестиционный потенциал, - говорит Андрей Воробьев. - Есть примеры, которые говорят, что если перейти от деклараций к реальным действиям, то результат не заставит себя долго ждать".
Такими примерами являются Татарстан, Калужская и Ульяновская области. Есть территории, которые своими решениями смогли обеспечить достаточно серьезный прорыв в привлечении инвестиций и изменить ситуацию в экономике. По мнению экспертов, сейчас многие руководители субъектов РФ начали понимать, что недостаточно одних лишь воззваний к бизнесу, надо убедить инвестора, что строительство предприятия или расширение действующего производства целесообразно именно в этом, а не ином регионе, что это принесет ощутимые выгоды его бизнесу. А для этого нужно наладить конструктивный диалог между властью и бизнесом.
"140% роста промышленного производства за счет открытия автомобильных производств в Калужской области и 120% роста в Ульяновской области сделаны исключительно за счет энтузиазма администраций области и лично их руководителей, - говорит Игорь Юргенс. - Тем не менее административные барьеры по-прежнему наш бич. Когда руководство области заинтересовано, например, в доступном жилье, то за 6 месяцев строится прекрасный дом, подключается ко всем коммуникациям, и люди получают ключи. Но если инвестор пытается пройти весь этот путь жилищного строительства, то получается, что нужен год на предпроектную работу, год - на разработку проекта, год - на строительство, а это минимум три года. И когда смотришь на все это, то думаешь, а надо ли за это браться вообще. Поэтому в первую очередь нужно решать проблему административных барьеров".