Первым шагом станет введение с 1 февраля 2013 года ограничений на транзитное движение грузовых транспортных средств разрешенной максимальной массой более 12 т по МКАДу и в пределах МКАД с 7 до 22 часов. Как пояснили "РГ" в компании Iveco, перевозчики уже начали отказываться от таких автомобилей. "Уже были случаи, когда крупные корпоративные клиенты, прочитав о введении запрета, выбрали для закупки 7-тонные IVECO Daily вместо более тяжелых грузовиков, а некоторые изменили заказ с тяжелых Eurocargo с полной массой 18 тонн на 12-тонные модификации для свободного проезда по МКАД, - говорят в компании. - Скорее всего, часть тяжелых транзитных грузовиков уйдет на бетонку, объездные магистрали, а часть будет ждать наступления ночи. В тяжелом классе число транспортных задач не уменьшится, изменятся лишь маршруты и отведенное время. При увеличении времени и сохранении транспортных задач можно прогнозировать увеличение спроса, а не его уменьшение. Что касается движения в центре города, то Iveco готова к введению ограничений, поскольку у нас есть готовое сертифицированное решение - Iveco Daily с грузоподъемностью до 1 т".
Напомним, что по данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города, улично-дорожной сетью Москвы в дневное время пользуются 150 тыс. грузовиков массой более 3,5 т. При этом средняя их загрузка, по экспертным оценкам, составляет около 25% (с учетом порожних обратных рейсов и простоев). Около 40 тыс. грузовиков ежедневно прибывает в Москву из регионов. На МКАДе крупнотоннажные автомобили составляют до 30% транспортного потока, половина из них - транзитные.
"Ограничение на въезд большегрузных автомобилей в Москву может привести к тому, что транспортные и дистрибьюторские компании будут вынуждены перевести значительную часть перевозок на более легкие автомобили. Для перевозок за пределами Садового кольца это могут быть "Валдай" (городской грузовик грузоподъемностью до 4 тонн) и "ГАЗель" (грузоподъемность 1,5 тонны), в пределах Садового - "Соболь" (грузоподъемность до 1 тонны). На сегодняшний день это самые популярные машины в своих классах. На ценах на коммерческую технику и на общей ситуации на рынке данное решение не отразится", - говорит директор дивизиона "Легкие коммерческие и легковые автомобили" "Группы ГАЗ" Вадим Сорокин.
Как разъяснили "РГ" в компании "Европлан", цена коммерческих автомобилей - это отражение производственных возможностей автозаводов, их экономической эффективности. Конкурентная борьба в этом сегменте высока, производителей много, поэтому в компании полагают, что это заставляет автопроизводителей держать цены на грани возможностей.
Вот и в "КамАЗе" не видят поводов для увеличения цен. "Сейчас рано оценивать, насколько могут измениться цены на малотоннажные грузовики, но скорее всего изменения будут незначительными, - сообщили в компании. - Во-первых, Москва хоть и столица нашей необъятной родины, не стоит забывать, что в других регионах по-прежнему будут использоваться грузовики, из-за одного закона кардинально структура парка не поменяется. Парк Московской области занимает лишь 10,4% от всего парка России. Этот закон ориентирован на борьбу с пробками, снижение износа дорожного полотна, и, возможно, лоббирует интересы застройки крупных торговых центров и площадок за территорией Москвы. Тем не менее спрос на LCV (легкие коммерческие автомобили) в Московской области должен возрасти, особенно на развозные авто".
Несмотря на возросший спрос, LCV должно хватить всем, - считают в Iveco. "Вряд ли в ближайшее время на рынке будет наблюдаться дефицит малотоннажных автомобилей с грузоподъемностью до 1,5 тонн, - говорят там. - В то же время, наверняка, вырастет спрос на малотоннажные автомобили с грузоподъемностью 4-5 тонн".
Но, несмотря на это, есть опасения, что такое ограничение и дальнейшее "затягивание гаек" может привести к отрицательным результатам. В компании "АСМ-холдинг" с "РГ" поделились неутешительными прогнозами: "Исходя из опыта большинства европейских и других стран, а также нашему анализу, запрет на въезд всех грузовых автомобилей в дневное время в Москву приведет к ухудшению качества жизни населения мегаполиса. Не будет свежего хлеба, газет, отдельных скоропортящихся продуктов питания и т.п., - говорит главный специалист "АСМ-холдинг", профессор Анатолий Титков. - Поэтому в зарубежных странах эти ограничения касаются автомобилей, полная масса которых превышает 3500 кг. На автомобили класса LCV этот запрет не распространяется. Тем более что управление этими автомобилями разрешено водителям с любительскими правами. В результате такого запрета многие мелкие предприниматели могут остаться без работы, а это приведет к социальной напряженности. Запрет на въезд больших грузовиков, безусловно, увеличит потребность в автомобилях класса LCV, продажи средних и тяжелых грузовиков сократятся незначительно. Цены на автомобили класса LCV вряд ли существенно возрастут из-за большой конкуренции на рынке. Полагаем, что они могут подняться немного больше годовой инфляции. Как нам представляется, запрет на въезд грузовиков лишь незначительно снизит наличие пробок на дорогах Москвы, но в большей степени улучшит экологию столицы и приведет к снижению ДТП".
Какие же автомобили будут развозить свежий хлеб, газеты, отдельные скоропортящиеся продукты питания, если запрет введут? Так, по данным "АСМ-холдинга" среди автомобилей класса LCV наиболее популярными остаются автомобили ГАЗ ("ГАЗель" и "Соболь"), которых в 2010 и 2011 годах в РФ продали, соответственно, 52,1 тыс. и 63,9 тыс. штук. На втором месте автомобили УАЗ, также в 2010 и 2011 годах их было продано соответственно 16,1 тыс. и 23,8 тыс. машин. Из зарубежных моделей наиболее продаваемые автомобили Peugeot, в 2010 и 2011 годах их было продано соответственно 7,4 тыс. и 11 тыс., Ford - 6 и 9,7 тыс., Volkswagen - 5,9 и 8,3 тыс. Эти данные приведены с учетом сборки зарубежных моделей в России.
Подавляющее большинство этих автомобилей продается в виде фургонов или с бортовой платформой и являются универсальными для транспортировки большого вида грузов. Специализированных и специальных автомобилей в этом классе очень мало (хлебовозки, пожарные, передвижные магазины и др.). В большинстве случаев для этих целей используются отечественные автомобили ГАЗ и УАЗ.
Следует иметь в виду, что много зарубежных автомобилей-фургонов Ford, Volkswagen, в меньшей мере Peugeot, а также "ГАЗель", ряд отечественных предприятий на их базе выпускают микроавтобусы ("Луидор" и СТ "Нижегородец" в Нижнем Новгороде, "Ирито" в Московской области, "Форд Соллерс" в Елабуге, "Кузбасс-Авто" в Кемеровской области и др.). Общий объем производства таких автобусов, сделанных из фургонов, в настоящее время оценивается годовым выпуском в 5 тыс. единиц, включая "ГАЗели". Таким образом, на рынках России число ежегодно продаваемых грузовых автомобилей класса LCV уменьшится на эти 5 тыс. единиц.
Постановлением правительства Москвы "Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве" введены и действуют следующие ограничения для грузового транспорта в Москве: запрещен въезд в пределы Третьего транспортного кольца грузовых транспортных средств, не соответствующих экологическому стандарту Евро-2, а также грузовых транспортных средств грузоподъемностью более 1 т. с 7 до 22 часов; запрещен въезд в пределы МК МЖД грузовых транспортных средств массой более 7 т. с 7 до 22 часов.
Ограничения для движения грузового транспорта действуют и в ряде российских городов. В Санкт-Петербурге с 2006 года введен круглосуточный запрет на движение грузовых транспортных средств в некоторых районах. В других российских городах вводятся сезонные запреты на движение грузовиков, чтобы снизить ущерб для дорожного покрытия в период весенней распутицы и летней жары