В России много самолетов и вертолетов, которые устарели морально и физически. Особенно в сегментах региональной и малой авиации. Решать эту проблему разработчики госпрограммы предлагают уже испытанным способом - утилизацией.
Схема очень похожа на ту, которую применяли к отслужившим свой срок автомобилям.
Перевозчик отгоняет старый самолет или вертолет в ангар отобранной по конкурсу компании. Технику утилизируют, после чего выдают владельцу подтверждающий сертификат. Этот документ перевозчик отдает продавцу. Тот предоставляет новую технику, и получает субсидию от государства. В госпрограмме особо подчеркивается, что величина субсидии должна быть сопоставима с размером первоначального взноса за новый самолет или вертолет, то есть составлять 10 процентов от его стоимости.
Утилизировать предлагается воздушные суда старше 15 лет. Страна, где они были выпущены, значения не имеет. Максимальная масса самолета не должна превышать 30 тонн, вертолета - 7,5 тонн. Что касается авиаперевозчиков, то основные требования к потенциальным участникам программы авиаутилизации сводятся к нескольким пунктам: российская прописка, финансовая устойчивость, отсутствие долгов и прибыльность. Кроме того, им придется предоставлять бизнес-планы использования новых воздушных судов.
Новый вариант госпрограммы развития авиапрома был скорректирован с учетом замечаний Минфина и Минэкономразвития. Разработчики также учли рекомендации ключевых игроков рынка и отраслевых экспертов.
Согласно проекту, к 2025 году доля России на мировом рынке гражданских самолетов составит 3,2 процента, гражданских вертолетов - 12 процентов. По военной технике цифры несколько иные. В отношении самолетов - 10,9 процента, вертолетов - 16,5 процента. Цена вопроса - 1,7 триллиона рублей - почти на 20 процентов меньше, чем в первоначальной версии госпрограммы. Доля федерального бюджета - 1,2 триллиона рублей.