Он рассказал, что в составе этого документа впервые в Москве появится мастер-план, на который в своем развитии давно уже опираются все крупные европейские города. "Это даст возможность столице учитывать, как скажется на качестве жизни ее жителей каждый новый объект, каждый вложенный рубль, поможет тесно увязать строительство со всей экономикой города", - пояснил заммэра. Предшественник Марата Хуснуллина, бывший первый заммэра Москвы, руководитель столичного стройкомплекса, а ныне депутат Госдумы Владимир Ресин заявил, что нынешним строителям Москвы крупно повезло. Благодаря тому, что площадь Москвы увеличилась в 2,5 раза, у стройкомплекса появилась загрузка мощностей на 50 лет вперед. Предостерег же он их от одного: "Боже упаси вас строить лишь жилье и не строить промышленность". И уточнил: "Я имею в виду все то, что создает рабочие места". Он напомнил, что в советские времена именно комплексность застройки была главным требованием к любому строительству, но начиная с 90-х годов от этого правила отступили, началось сооружение одного за другим спальных районов, из которых, по словам нового главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, теперь лишь хочется поскорее убежать. "Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих", - закончил выступление Ресин.
Нынешние столичные власти к дуракам себя явно не относят, а потому градостроительная политика Москвы сегодня основывается на полицентричном развитии города. А потому к инвесторам, которые берутся сейчас за освоение каких-то территорий, главное требование - комплексность застройки. То есть они обязаны строить не только жилье, что выгоднее всего с точки зрения прибыли, но и все социальные объекты. Город же в свою очередь готов им оказать любую поддержку. В частности, он предоставляет им для этого бесплатно землю. Кроме того, утвержден упрощенный порядок прохождения проектной документации - в течение месяца и не через градостроительно-земельную комиссию, как делается со всеми остальными объектами, а через рабочую группу ГЗК. "У нас всего 39 ледовых дворцов, - агитировал Марат Хуснуллин присутствовавших здесь же, на заседании коллегии представителей стройбизнеса. - Этого очень мало для Москвы. Приходите, стройте. У нас нет никаких ограничений и на объекты, связанные с медициной, детские сады..." И сразу успокоил москвичей, что это не значит, что частные учреждения окажутся им не по карману: "Если эти объекты будут построены за счет инвесторов, то город будет у них просто покупать услугу - по лечению или по содержанию детей". В этом же году за счет города к 1 сентября было введено 46 детсадов, а до конца года будет еще сдан 31. Еще более льготные условия, предусматривающие фактически отсутствие любых ограничений, Москва предлагает коммерсантам, готовым заняться реформированием промзон, если они будут там создавать сразу и новые рабочие
места. Эти территории, общей площадью 7 тысяч гектаров, по мнению и Марата Хуснуллина, и Сергея Кузнецова, таят в себе огромный потенциал создания новых точек притяжения внутри города. Большие возможности открывают перед столицей и присоединенные земли, где в любом случае будут реализованы проекты финансово-делового центра в Рублево-Архангельском, научного центра в Троицке и другие. Такой подход избавит сотни тысяч столицы и Подмосковья от необходимости ездить на работу в центр столицы, где расположено пока 40% рабочих мест мегаполиса.
В то же время строителям приходится наверстывать и допущенное ранее отставание в дорожно-транспортном развитии. На это в текущем году выделено 70% из 314 млрд руб, направленных на адресную инвестиционную программу. По графику идет реконструкция вылетных магистралей: их пропускная способность вырастет на 25%, началось сооружение 239 км дополнительных путей для электричек. Приоритетной стройкой, как ранее и заявлял Сергей Собянин, является строительство метрополитена, который к 2020 году должен удлиниться в 1,5 раза или на 150 км. Судя по итогам 9 месяцев, планы этого года будут выполнены. "Не надо смешивать метро и политику", - призвал Марат Хуснуллин, говоря о противодействии, с которым порой сталкиваются строители при утверждении проектов новых станций подземки. Позже он рассказал журналистам, что нередко на общественных слушаниях против активнее всего выступают жители не соседних домов, что еще можно было бы понять, а например, с подмосковной пропиской.
Кстати
Чтобы легче находить взаимопонимание с жителями, в Москомархитектуре создано специальное управление для проведения общественных слушаний по новым проектам.