В этом году работники отрасли отмечают сразу несколько памятных дат. Во-первых, 175-летие РЖД. Во-вторых, 10-летний юбилей Союза транспортников России. Поэтому вчера они собрались в Ново-Огарево, чтобы поговорить о том, что наболело.
"Почти праздничное мероприятие, надеюсь, особо сложными вопросами мучать не будете", - улыбнулся глава государства. "Представители Союза транспортников работают в Госдуме, и, если вопросы по совершенствованию законодательной базы, я сразу туда стрелки буду переводить", - предупредил он.
Но участники заседания предложению президента не вняли. Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов попросил изменить вектор госполитики в транспортном комплексе, но как именно, из его долгого объяснения было непонятно.
"Что вам не хватает?" - уточнил президент.
"У министерства транспорта нет функций по мотивации эффективного использования инфраструктуры подвижного состава", - пробовал растолковать Ефимов. Яснее не стало. "То есть что делать, какие-то тарифы устанавливать? - пытался добиться однозначного ответа президент. - Приведите мне конкретный пример того, что министерство транспорта должно было сделать, но не может".
"Возьмем Японию, - обратился за помощью за рубеж глава Союза транспортников. - Там есть группа, которая занимается мотивацией развития национальной транспортной системы. В Китае есть..."
"У нас здесь есть двое: бывший министр Игорь Левитин и новый - Максим Соколов, - кивнул в зал президент. - Давайте их прямо спросим".
Левитин поднялся с места. "Чего не хватает?" - поинтересовался Путин. "Подвижного состава сегодня на железной дороге больше, чем нужно", - ответил советник президента и пояснил, что Ефимов предлагает квотирование подвижного состава. То есть выпускать строго определенное его количество.
"Давайте у действующей власти спросим", - посмотрел на Соколова глава государства. "Если вопросы касаются межведомственного взаимодействия, то есть такой механизм, как комиссия по транспортной связи при правительстве", - напомнил министр. "Вице-премьер ее возглавляет, Аркадий Дворкович", - кивнул президент. А Соколов добавил, что при обсуждении предложений министерство всегда опирается на мнение профессионального сообщества.
"Виталий Борисович просил, чтобы раз в год правительство собирало транспортное сообщество для критического анализа того, что происходит, - объяснил Соколову президент. - Давайте я попрошу Дворковича, чтобы он собирал и присутствовал... Но все равно вам нужно будет это готовить, договорились?" Тем временем Ефимов продолжал: сетовал на то, что их предложения к законопроектам часто не слушают и просил о "нулевом чтении", а также о сроке давности для законов, что годами лежат в правительстве. Поручения ставятся на контроль, и, если не исполняются, наступают санкции, согласился Путин, "а если проекты законов лежат и не двигаются, санкций нет". Президент поддержал практику "нулевых чтений" не только с депутатами, но и с профессиональным сообществом.
Другую важную тему поднял гендиректор "Мосгортранса" Петр Иванов. Он просил снизить ставки тарифов на страхование ответственности перевозчиков. Предлагаемые тарифы - от 33 коп. до 68 коп. за пассажира "существенно завышены", считает он. Так, за семь лет по вине водителей "Мосгортранса" пострадали менее 100 человек, смертей не было. Компенсации составили 13 млн рублей. А по минимальной ставке, которая появится, будет 500 млн рублей в год. Иванов предложил снизить ее до копейки на человека, иначе для москвичей, например, это будет еще два рубля к тарифу.
"Далеко не везде в стране так благополучно обстоят дела с безопасностью, как в Москве", - заметил президент, добавив, что перевозчики должны чувствовать ответственность, но она не может быть запредельной, как и премия для страховщиков. Путин надеется, что правительство сориентируется, но на всякий случай указал направление: "Верхняя планка запредельная, нужно к минимуму сдвигаться".
Гендиректор одной из экспедиторских компаний Ольга Мельникова пожаловалась, что на местах нет понимания, что такое транзит и что он нужен стране. Зарубежные клиенты не рискуют отправлять грузы через Россию - боятся непредсказуемости. Но, когда решаются, на первом полустанке груз встает. Потому что "каждое федеральное ведомство считает, что может активно вмешиваться в этот процесс", объясняла Мельникова.
"Нужен закон о транзите", - заключила женщина. По ее словам, несколько лет назад он обсуждался в минтрансе, но пока шли согласования, устарел. Экспедиторы готовы инициировать новый. "Это как раз будет большим стимулом, чтобы иностранцы нас не боялись в этом вопросе", - добавила она. И попросила еще создать специальный орган, наподобие комиссии по транзиту в СССР.
Президент согласился, что в этой сфере нужен закон, который бы обязывал ведомства "должным образом себя вести: не мешать, а помогать экономической деятельности". И принять его нужно как можно быстрее. А где создать регулирующий орган - вопрос технический. Путин уточнил у Соколова, сколько времени потребуется на согласования. "Надеемся, до нового года", - ответил министр. "Это 30 декабря или 1 ноября? - попросил конкретизировать глава государства. - Так мы проработаем бесконечно. Иногда нужно набраться смелости и принять решение".
Президент ждет документа в конце января: "после праздников, не с больной, а со здоровой головой". "А чтобы не забылось, давайте мы сформулируем поручение правительству представить такой проект закона", - добавил он.
И еще одну структуру попросили вчера создать президента - по внешней торговле. Такая уже есть в минэкономразвития, возразил он. Но она замороченная, сетовали транспортники. "У них будет предмет деятельности?" - уточнил Путин у своего помощника Эльвиры Набиуллиной. Она ответила, что лучше ограничиться рамками министерства.
Президент также согласился с предложением вернуться к вопросу увеличения акцизов на топливо на один рубль на трехлетний период и не исключил возможности восстановления акцизов на бензин евро-4 и евро-5. Кроме того, Путин не против того, чтобы профильные министерства помогали отраслевым вузам.
Уже в конце встречи возникла дискуссия по поводу тягачей. Оказалось, что пошлины на их ввоз не изменились, зато появился утилизационный сбор. "Вы бы еще сказали: могли бы бритвой по глазам, но не сделали этого", - возмутился Путин поведением чиновников. "Говорим одно, а делаем другое", - негодовал он. Глава минпромторга Денис Мантуров объяснил, что это стимул к приобретению отечественной техники. Но президент с такими методами не согласился и указал разобраться.
Кстати
Вчера вечером глава государства встретился с губернатором Мурманской области Мариной Ковтун, поинтересовался зарплатами учителей и подготовкой к отопительному сезону. Ковтун заверила, что в области все идет по плану.
В Ново-Огарево к Владимиру Путину приехал также глава "Боинг - гражданские самолеты" Рэй Коннер. Он рассказал президенту о работе компании на российском рынке. На встрече также присутствовал глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов.