|
Видео: Александр Шансков/РГ |
Об этом "РГ" рассказал министр транспорта Максим Соколов во время "делового завтрака" в редакции, отвечая на вопросы о возможности создания в России авиакомпаний-лоукостеров. Цена билетов у таких перевозчиков в несколько раз ниже по сравнению с обычными компаниями.
Но начали мы разговор все-таки с того, как Москва пережила прошлую ночь "ледяного дождя", особенно аэропорты.
Максим Соколов: К счастью, обошлось без происшествий. Ситуация действительно была тревожной, в первую очередь в Шереметьево, поскольку в северных районах осадков наблюдалось больше. Мы поддерживали оперативную связь с аэропортами московского авиаузла, с Росавиацией. В авиапредприятиях были разработаны оперативные планы действий на случай возникновения нештатной ситуации, но они не понадобились, так как работа шла в обычном режиме.
Последние дни много говорится о необходимости создания в России бюджетных авиакомпаний с низкими ценами на билеты.
Максим Соколов: Прежде всего, отмечу, что более низкие цены на билеты у бюджетных перевозчиков в значительной степени обусловлены их более низкими затратами. Например, маршрутная сеть, формируемая бюджетными авиаперевозчиками, построена на использовании самолетов одного типа, что снижает расходы на обучение летного состава, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, закупку запасных частей.
В салонах, как правило, нет разделения по классам обслуживания. Это сокращает расходы, связанные с численностью экипажа. Существенную экономию дает и то, что бюджетные авиакомпании не имеют офисов по продаже билетов. Бронирование и продажа идут через интернет-сайты, таким же образом осуществляется и регистрация на рейс.
И, тем не менее, в России нет ни одной бюджетной авиакомпании. Сами перевозчики говорят, что их появление сдерживает наше законодательство. Что мешает убрать эту "железобетонную" преграду?
Максим Соколов: В нашем законодательстве нет, как вы выразились, "железобетонных" преград, которые мешали бы созданию и деятельности бюджетных авиаперевозчиков. Мало того, есть Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, которые утверждены приказом Министерства транспорта еще в 2008 году. И в них говорится, что, например, условия применения тарифа и соответственно класс обслуживания на борту воздушного судна определяются самим перевозчиком.
А как же с питанием на борту? Для лоукостеров это одна из важнейших статей экономии. Его отменять нельзя.
Максим Соколов: С чего вы взяли? Бюджетные авиакомпании, как правило, используют маршруты, где время в полете не более трех часов. Это наиболее оптимально для них. Посмотрите 98 пункт Федеральных авиационных правил - 82. Там как раз говорится о том, что горячее питание может не предоставляться пассажирам на борту воздушного судна, если продолжительность полета не превышает трех часов.
Обязательным является только предоставление прохладительных напитков, а проще говоря, воды во время полета. Но отказ от этой нормы не рекомендован по медицинским показаниям.
Другое дело, надо отменить 97 пункт Правил, который напрямую указывает, что за предоставление горячих напитков и питания дополнительная плата не может взиматься. Это позволит авиакомпаниям предлагать пассажирам питание и горячие напитки как дополнительную услугу и зарабатывать на этом.
Законодательство, кстати, не устанавливает ограничений на выбор парка воздушных судов, маршрутов перевозки и иных условий деятельности бюджетных авиаперевозчиков.
|
Видео: Константин Завражин и Виталий Юрчак |
Но все-таки что-то менять надо. Иначе, почему у нас нет таких компаний?
Максим Соколов: Что касается законодательства, для создания дополнительных нормативно-правовых условий выхода на рынок низкозатратных авиаперевозчиков Минтрансом России разработан законопроект "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации".
Он предусматривает применение авиакомпаниями "невозвратных" тарифов. Сейчас этот документ внесен в Правительство, правда, с разногласиями Роспотребнадзора.
Также мы прорабатываем вопрос о возможности внесения изменений в Воздушный кодекс РФ в части снижения нормы бесплатного провоза багажа.
Сейчас у каждого пассажира есть право на провоз бесплатной нормы багажа, которая не может быть менее чем 10 килограммов. Мы полагаем, что эта норма должна устанавливаться перевозчиком специально для каждого тарифа и регулироваться условиями договора между перевозчиком и пассажиром.