С какого вопля
От Москвы до Луховиц - 130 км к юго-востоку. Перед въездом в город надо пересечь реку под потешным названием Вобля. Согласно легенде, кто-то из царей, едва ли не сам Петр I, переходя ее вброд, зачерпнул ботфортом воды. И именно его эмоциональная оценка ситуации дала название реке.
Речка воспета поэтом Игорем Царевым, кстати, сотрудником "РГ-Неделя":
С какого вопля, судите сами,
Пошло название речки - Вобля!..
А небо... Братцы, какое небо!
Не зря ж тут жил хулиган Есенин.*
Кстати, о небе. Луховицы ассоциируются прежде всего со знаменитыми огурцами, но на самом деле огуречный бренд - не более чем прикрытие. Для наблюдательных есть подсказка: герб Луховиц - зеленое поле, на котором в разных направлениях разлетаются серебряные стрижи. Для самых непонятливых горожане терпеливо поясняют: над зелеными огуречными плантациями летят истребители, которые здесь же и производят.
Еще недавно въезжающих в город встречал плакат: "Есть в России 3 столицы: Москва, Рязань и Луховицы". Сейчас гости любуются оригинальным монументом: "Огурцу-кормильцу от благодарных луховичан". Но настоящий кормилец города не огурец, а корпорация "МиГ".
Во время войны тут был аэродром ВВС. В 50-е гг. в Луховицах выпускали и испытывали перехватчики Як-25, затем - истребители-бомбардировщики Су-7Б, фронтовые бомбардировщики Ил-28, гражданские Ил-18, истребители МиГ-21 и МиГ-23, и, наконец, знаменитые МиГ-29. После перестройки - спортивные самолеты и вертолеты Камова. В лучшие времена на авиазаводе работали 7 тыс. человек. И это при том, что население Луховиц не достигает и 30 тыс.
Город с начала 50-х и до конца 90-х был "закрытым", за фотографию пролетающего истребителя (а здесь их летали тысячи: каждый собранный самолет облетывали заводские летчики-испытатели) даже любительской камерой можно было угодить в милицию.
Сегодня другая крайность. Вот свежий любительский фоторепортаж: в ЖЖ человек разместил детальные снимки истребителя с опознавательными знаками ВВС Индии. Снимал с земли, отчетливо виден бортовой номер. Автор пишет, что снимок сделан в районе Луховиц, по его данным, радиообмен велся на английском, для убедительности называет частоты, позывные экипажа. Ладно - снимки, но откуда узнал про позывные и язык радиообмена?
А ведь еще недавно за такой "репортаж" фотограф схлопотал бы приличный срок.
На плаву
Индийские МиГ-29 мы увидели на земле: в цехе. Сегодня Луховицы открыты, но завод по-прежнему режимное предприятие. Называется "Производственный комплекс N 1" и значится филиалом корпорации "МиГ". Экскурсию по секретным цехам журналистам устроили по случаю: на заводе выездное заседание проводил Комитет Госдумы по обороне, ну а где депутат, там и журналисты.
МиГи с опознавательными знаками ВВС Индии стояли в дальнем конце цеха, на них можно было только смотреть, и то украдкой. Те из коллег-журналистов, кто не внял предупреждению и как бы случайно навел на них объективы, были мгновенно схвачены заводскими секьюрити. Фотографии пришлось стереть.
Для фотосессии руководство завода, скрепя сердце, все-таки выделило 1 истребитель. Правда, и этот МиГ, как оказалось, был тоже экспортный. Что и неудивительно: ВМС Индии приобрели у нас истребители МиГ-29К (1-местный палубный истребитель) и МиГ-29КУБ (2-местный). Первая партия из 16 машин уже в Индии, теперь Луховицы загружены заказом по второму контракту - еще 29 истребителей. Ведутся работы и по модернизации сухопутных индийских МиГ-29.
Вполне возможно, что будут и еще заказы. Дело в том, что пока у Индии один авианосец - древний "Вираат" (бывший британский, его начали строить в 1944 году, а спустили на воду в середине 1950-х). Он несет английские истребители вертикального взлета "Харриер". В 2013 году Индия должна получить "Викрамадитью" (бывш. "Адмирал Горшков"), для которого и нужны 16 палубных МиГов.
Одновременно на верфях в Индии уже строится легкий авианосец "Викрант", он уже полностью индийский, хотя разрабатывался совместно с российскими, французскими и итальянскими КБ. Ожидается, что спустят на воду в 2015 году. Он меньше "Викрамадитьи" и будет нести 12-14 МиГ-29К. Индийцы хотят построить не меньше 3 таких авианосцев, так что считайте.
Есть в сборочном цехе и МиГи для нашего флота. В феврале ВМФ России заключил контракт на поставку МиГ-29К и МиГ-29КУБ, срок исполнения - 2013-2015 годы. Они будут базироваться на "Адмирале Кузнецове".
За ними не заржавеет
На заводе в Луховицах много молодежи. Кадры готовят сами: рабочие профессии можно получить в Политехническом колледже и в Луховицком авиационном техникуме. Много рабочих из городов Московской и Рязанской областей.
Молодой оператор станка с числовым управлением (станок - мягко сказано, это робот размером с полжелезнодорожного вагона, который периодически выдает из своего чрева балки, створки и прочие нервюры), с которым удалось перекинуться парой слов, оказался местным: из Луховиц. При найме обещают зарплату от 18 тыс. рублей в месяц, потолок заработков засекречен. Привлекают и соцпакетом: в заводской столовой можно пообедать за 60 руб. Своих детей авиастроители отправляют в оздоровительные лагеря за 10% от стоимости путевки, профсоюз оплачивают дорогостоящие операции. Многие без отрыва от производства учатся в МАИ - за счет предприятия.
Сегодня самолеты "МиГ" строит на 3 заводах: кроме Луховиц, еще в Москве (завод "Знамя труда" в районе Ходынского поля) и в Нижнем Новгороде ("Сокол").
В ходу кооперация: например, фюзеляж делают в Москве, агрегаты - в Нижнем, крылья - в Луховицах. В огуречной столице производят и окончательную сборку самолетов. Очевидное преимущество Луховиц - его аэродром. Он вне городской черты -в отличие от нижегородского "Сокола", где модернизируют тяжелые МиГ-31. Не говоря уж о том, что аэродром московского "Знамя труда" - фактически в центре города.
К тому же здесь, в Луховицах, современный цех финальной сборки истребителей, и гордость корпорации - свое композитное производство.
- Доля композиционных материалов в составе планера нынешних корабельных МиГов достигла 15%, - говорит заместитель технического директора завода Анатолий Лямин. - Чтобы было понятно: в первых МиГ-29 композитов было всего 2-3%.
Инженер подробно объяснил нам преимущества слоистых материалов, потом, поймав погрустневшие взгляды журналистов, просто объяснил: если бы МиГа делали не из композитов, а из обычных материалов, то машина весила бы на треть больше.
Нормальный взлетный вес палубного МиГа - 18,5 тонны, максимальный - 24,5. А в авиации даже несколько десятков "лишних" килогаммов имеют значение. От "малокомпозитых" версий современные луховицкие МиГ-29 также отличают: возросший в 1,5 раза запас топлива и боевая нагрузка (4,5 тонны ракет и бомб). В 2 раза увеличен летный ресурс. Кроме того, композиты устойчивее к воздействию соленой воды, что важно для палубного истребителя.
А еще на заводе гордятся конструкторами. Обычно создавая "спарку", то есть двухместный истребитель, приходится делать новый планер. А у МиГа-29 в версии "К" и "КУБ" он один. Просто в одноместном самолете на месте второго пилота установили дополнительный топливный бак. Дешево и оригинально: упрощает как производство, так и эксплуатацию.
Рекорд
По числу самолетов на постаментах на 1 кв. км территории Луховицы - мировой рекордсмен. В центре города стоит памятник истребителю МиГ-23. В городском парке - учебный Л-29 и самый массовый реактивный истребитель МиГ-21. На территории завода, кроме пары МиГов, на постаментах застыл еще и фронтовой бомбардировщик Ил-28.
Кстати
"МиГ" и "Сухой" совместно создадут тяжелый ударный беспилотник. Сегодня минобороны использует легкие российские и израильские БПЛА. Для обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи задействуют австрийские беспилотные вертолеты "Горизонт Эйр S-100", собранные в Ростове.
* Полностью стихи читайте на сайте http://www.stihi.ru/2004/09/10-942