31.10.2012 23:50
    Поделиться

    Алексей Чеснаков: Оборонительное сознание "поражает" людей

    Предстоящий в воскресенье День народного единства - самый "молодой" и, судя по мнению большинства граждан, самый труднопостижимый из дней российского праздничного календаря. Впрочем, это его свойство естественно следует из первого - в современном обществе, без тотальной идеологии, за короткий срок существования государственного праздника не может сложиться однозначного мнения по поводу главного смысла, который несет в себе этот день.

    Путаница в некоторых головах существует еще и потому, что на эту ноябрьскую дату давит груз исторического наследия - многолетнего празднования "по соседству" годовщины Октябрьской социалистической революции.

    По данным прошлогоднего исследования ВЦИОМ, лишь 14% опрошенных давали верный ответ на вопрос, по какому поводу отмечается праздник. Цифра вроде бы впечатляющая. Хотя и не столь показательная, как кажется на первый взгляд. Ведь "старый" праздник 1 Мая наибольшее количество россиян - 38%, считают "праздником весны", и только для 31% - это "международный день солидарности трудящихся". Постсоветский "День России", по данным Фонда "Общественное мнение", "красным днем календаря", а не дополнительным выходным считает 21% опрошенных.

    По-моему, проблема не столько в календарных, сколько в психологических привычках нашего общества, а именно - в распространенном и культивируемом различными социальными институтами "оборонительном сознании". Причем это сознание "поражает" людей вне зависимости от декларируемых политических взглядов. Штамп одного из политиков "наш народ миролюбив и незлоблив. 800 лет провел в походах и боях..." не требует дополнительного обоснования даже в "продвинутой" аудитории. Естественно, что 4 ноября превращается в очередной "праздник освобождения" в первую очередь для элитной массы.

    Понятно, что традиции этого оборонительного сознания сильны и укоренены в нашей истории. Но и у него есть границы - ведь до той же октябрьской революции на государственном уровне праздник официально считался Днем Казанской иконы Божьей Матери и обозначал обретение новой святыни, а не победу над какими-то поляками. А поскольку Царство польское стало частью Российской империи гораздо позднее официального утверждения праздничной даты, то вряд ли здесь была какая-либо этническая политкорректность. Речь с самого начала шла о позитивном смысле этого дня.

    Сегодня многое по-другому. От элиты, самовлюбленно замещающей обретение настоящих святынь пересказанными победами далеких предков (своих-то побед почти нет!), флюиды и мемы оборонительного сознания транслируются на уровень "народных масс", где в том числе проявляются в традиционных "русских маршах". 4 ноября пройдут акции конкурирующих групп националистов, придающих этому дню свой специфический смысл. И судя по декларируемому настрою, основная масса марширующих снова собирается освобождать Москву. Правда, не очень понятно от кого и ради чего. Ведь в отличие от ополчения 1612 года высокой миссии в этой среде что-то не видно.

    В этой связи очередной раз хочется уточнить некоторые подходы (хотя для кого-то может быть и штампы). 4 ноября - важная историческая дата реализации нашими предками своего созидательного гражданского сознания. 400 лет назад наиболее продвинутые из граждан (в первоначальном смысле этого слова, а не по паспорту или по крови) собрались вовсе не для того, чтобы кого-то "выкинуть" из столицы, а чтобы сформировать собственную суверенную власть, не для того, чтобы освободить страну от поляков и заняться этническими чистками, а для того, чтобы создать собственное государство российское. Именно поэтому они победили.

    Поделиться