У российских педагогов появится кодекс чести

Проект закона об образовании вызвал жаркие дискуссии в обществе.

Госдума уже приняла документ в 1-м чтении, но сейчас наступает решающий момент: законодатели должны определиться, что же останется в итоге в законе. Все по местам расставит 2-е чтение.

Законопроект устанавливает четкую систему уровней образования от дошкольного до послевузовского, сохраняет ЕГЭ, предусматривает дистанционное обучение. И вводит множество новаций. Например, у педагогов должен появиться свой кодекс чести.

Правда, некоторые положения проекта вызывали опасения в обществе. Ряд экспертов заявили, что проект якобы сделает бесплатное образование практически недоступным и знания придется получать за деньги.

В свою очередь, авторы документа считают, что новые правила, наоборот, защитят неимущих на пути к дипломам. Как сообщил председатель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев, комитет намерен учесть все позитивное, что предлагается в экспертной среде и обществе.

По его словам, новый законопроект "Об образовании" сохраняет преемственность в части соблюдения демократических свобод, которые были обеспечены законом 1992 года. В первую очередь это конституционное право на бесплатное общее полное образование.

В законопроекте значительно расширены возможности профессионального образования по сравнению с законом 1992 года. "Мы хотим, чтобы и по статусу, и по зарплате такой специалист был приближен к категории "белых воротничков" и составил реальный оплот среднего класса, не уступая по уровню и качеству жизни многим людям, имеющим дипломы о высшем образовании", - говорит Дегтярев.

До сих пор немало споров идет вокруг ЕГЭ. В документе прописан механизм контроля Единого госэкзамена со стороны государства и общественных организаций. Это должно стать антикоррупционным фильтром экзамена. "В целом же ЕГЭ, действительно, все более шлифуется как форма контроля знаний. Кроме того, особо подчеркну его социальное значение. Ведь он помогает ребятам из глубинки поступить в престижный столичный вуз, - полагает Александр Дегтярев.

Предложения проекта

В проекте модернизации образования предусматривается повышение социального престижа педагогического труда. Всего на проект будет выделено 120 млрд рублей.

В вузах вводятся новые варианты поощрения одаренных студентов, разрабатываются системы стимулов для творческой научной деятельности.

Внедряются грантовые системы финансирования, создаются экспериментальные площадки, лаборатории и малые формы производства на базе учебных заведений.

Образовательные программы делятся на основные и дополнительные. По основным программам устанавливаются госстандарты - общеобразовательные и профессиональные.

Предусмотрена норма о педагогической экспертизе в отношении правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания; об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.

Обучающиеся смогут выбирать различные учебные курсы в своем образовательном учреждении или вне его с использованием электронного обучения.

ЕГЭ без прописки

Многие критики ЕГЭ говорят, что в советское время система вступительных экзаменов была более справедлива. На это Дегтярев приводит пример из своей жизни.

В 1968 году он окончил школу с золотой медалью в Уфе. Тогда закон позволял медалистам поступать в вузы по результатам одного вступительного экзамена. Вместе с одноклассником Дег тярев поехал в Москву - поступать в МИФИ. У друга тоже была золотая медаль, но у него к тому времени папу перевели работать в Москву. "Сдали экзамены одинаково, получив каждый по 12 баллов. Но он стал студентом, а я - нет", - рассказывает Дегтярев. - Потому что для иногородних тогда был введен негласный заслон в виде дополнительного балла. Если бы у меня был сертификат ЕГЭ, то я бы стал студентом. Вот вам и наглядное преимущество советской системы. Правда, я, как и мой друг, все же получил и высшее образование, и докторскую степень защитил, а недавно был избран академиком. Но это уже другая история".