США реализуют интеграцию Афганистана в азиатский регион

США рассчитывают компенсировать военные неудачи в Афганистане созданием "интеграционного" проекта

Высокопоставленные американские чиновники продолжают серию вояжей в страны Центральной Азии. Эксперты связывают растущую дипломатическую активность с предстоящим выводом войск из Афганистана (ИРА). США, напомним, объявили, что ограниченный контингент войск НАТО покинет пределы этой восточной страны в 2014 году. Однако ряд военных Североатлантического альянса уточняют, что уйти из Афганистана совсем и полностью не получится. Часть западных солдат останется, и НАТО занято укреплением военных баз в ИРА, попутно пытаясь реализовать в Центральной Азии (ЦА) проект так называемого "нового Шелкового пути".

Проект предполагает включение Афганистана в единое пространство со странами Центральной и Южной Азии. В числе последних - республики так называемого постсоветского подбрюшья, а также Индия и Пакистан. Создание транспортных и экономических связей с ними, как надеются американские стратеги, поможет поставить Афганистан на рельсы мирного развития. В чем, впрочем, сомневаются местные эксперты, которые полагают: ситуация в ИРА в обозримом будущем вряд ли улучшится. Скорее - наоборот, поскольку, по мнению аналитиков, без иностранной военной компоненты уровень рисков, исходящих из Афганистана, будет только расти, и в общем пространстве эта страна может сыграть роль детонатора.

Тем не менее, Белый дом занят активным продвижением этой концепции, и в течение последней недели "новый Шелковый путь" объявлен главной причиной визита в Центральную Азию, а затем - в Индию помощника госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Роберта Блейка. "Когда Афганистан возьмет на себя всю полноту ответственности за обеспечение своей безопасности и большая часть иностранных войск покинет эту страну, ей предстоит пройти путь трансформации экономики, зависящей от зарубежной помощи, в экономику, опирающуюся на торговлю, - цитируют американского чиновника мировые СМИ. - Наилучшим способом добиться этого будет интеграция Афганистана в более обширный регион".

Центральное место в проекте, как объявлено, займет Афганистан. Вместе с тем, США отводят значительное место в нем и постсоветским республикам, включая Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Причин тому несколько, но все они тем или иным образом связаны с логистической сетью, созданной ранее американцами для обеспечения войск НАТО в ИРА. Киргизия в ней представлена печально известной авиабазой в аэропорту "Манас". Руководство республики неоднократно заявляло, что Пентагон должен закрыть этот объект. Впрочем, как уверяют американские дипломаты, окончательного решения по базе не принято, и у Вашингтона еще есть время для переговоров с официальным Бишкеком, а в информационном пространстве с их подачи муссируются версии о возможном переносе объекта в другую страну - Таджикистан или Узбекистан.

Судьба военной базы в Киргизии, по мнению США, еще не определена

Так или иначе, но представители правящей администрации Белого дома, как отмечают в экспертных кругах, тесно увязывают судьбу военного объекта в Киргизии с перспективами развития двусторонних отношений. И этот вопрос далеко не праздный, поскольку, как известно, влияние США в горной республике достаточно велико, а продвигаемый ими проект, как полагают эксперты, может быть реализован в пику существующим, интеграционным. В том числе - в рамках ШОС, намерение присоединиться к которой выражают как Индия, так и Пакистан. В представлении США, впрочем, формат интеграционного объединения должен быть несколько иным. Вашингтон, по мнению аналитиков, хотел бы отсечь от него Пекин и север Евразии.

- До 2001 года США относили Центральную Азию к Европе, поскольку регион входил в СССР, - объясняет ситуацию американский эксперт, руководитель программ по России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир Джеймс Коллинз, не так давно побывавший в Бишкеке. - После того, как США начали боевые действия в Афганистане, произошел сдвиг, и регион обозначили как часть Южной Азии и территорию, близкую к операциям в ИРА. Сотрудничество в военной области стало очень важной частью наших взаимоотношений, но, по моему мнению, это изменение было отрицательным, поскольку оно нарушило существующий баланс. Что будет после 2014 года, пока остается неясным. Но Киргизстан мог бы стать в регионе моделью построения демократического общества и создания подотчетного правительства для соседних стран. Я хочу подчеркнуть слово "может", потому что реформы по внедрению парламентской системы управления все еще являются экспериментом и находятся на начальном этапе. Но я уверен: правительство США заинтересовано в успешном окончании этого эксперимента.

Шерадил Бактыгулов, эксперт по государственному управлению

- Проблемная зона связана с предстоящим выводом войск из Афганистана в 2014 году независимо от реальной ситуации, складывающейся в ИРА. Ближайшие два года могут сопровождаться большими людскими потерями среди как международных сил в ИРА, так и гражданского населения. Разрешение проблем Афганистана после 2014 года видится США в создании нового конгломерата из стран Центральной и Южной Азии. Афганистан и Пакистан включены в один экономический кластер со странами ЦА. И данное решение приведет к активному вовлечению в дела региона не только России и Китая, но и Ирана и Индии. Также отмечаются перспектива сохранения нестабильности и рост сопротивления политических и военных элит стран Центральной Азии стремлению США сделать регион более открытым Афганистану и Пакистану.

Образно говоря, США думают, что Центральная Азия является полем для игры в шахматы, в то время как она давно стала полем для игры в маджонг. А что Киргизстан? Местной дипломатии пока нечем ответить американской, поэтому на сегодня КР предоставляется несколько тактик решения вышеназванных проблем. Одна из них - поощрение действий России, направленных на обустройство зоны безопасности в Киргизстане. Создание ее подразумевает включение КР во все альянсы с участием России и размещение на юге республики учебного центра или базы. И, скорее всего, Киргизстан будет оставаться в поле влияния РФ и Китая. Учитывая более активную позицию Москвы, нежели Пекина, получается, что отношения республики с США будут больше определяться киргизско-российскими договоренностями, а КР станет смотреть на Соединенные Штаты через российскую призму.