Вчера глава государства ознакомился со списком кандидатов в новый состав совета. О каждом из них подробно рассказал Федотов. Он объяснил, как шел отбор, почему в число претендентов не попали звезды, и попросил включить в СПЧ еще восьмерых, за которых мало голосовали, но лишь потому, что они не публичные люди. Путин предложил более кардинальное решение - чтобы в Совет вошли по три победителя в каждой номинации.
Процесс ротации удалось организовать максимально эффективно, считает Федотов. Претендентов отбирали по итогам общественных консультаций в Интернете, которые прошли с 1 по 15 сентября. Изначально было 108 тысяч кандидатов и 420 тысяч откликов. Каждой вакансии присвоили свой профиль - полицейская реформа, судейская реформа, правозащита на Северном Кавказе и так далее. Это позволило отсечь непрофильных специалистов. Нужно ведь, "чтобы были люди не только беспокойные, не только озабоченные судьбой прав человека в стране и развитием гражданского общества, но и люди, понимающие в этом", - объяснил глава СПЧ. Кандидатов могли выдвигать члены совета, уполномоченные по правам человека и НКО со стажем не менее 5 лет. После всех процедур остались 86 претендентов на 13 мест - их и обсуждали в Интернете. Это не было голосование, подчеркнул Федотов, потому что "в этом процессе избиратель только один - президент Российской Федерации".
Затем на пленарном заседании в начале октября члены СПЧ сделали свой выбор. В рекомендуемом ими списке - правозащитники Валерий Борщев и Александр Верховский, врач Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, секретарь Союза журналистов Леонид Никитинский, журналисты Леонид Парфенов и Елена Масюк, один из авторов судебной реформы, профессор ВШЭ Сергей Пашин и другие.
Помимо них Федотов предложил добавить еще 8 кандидатур, не получивших большинства голосов - потому что они не публичные. Среди них, например, Екатерина Гениева, гендиректор Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино, Виктор Жуйков, бывший зампредседателя Верховного суда, Анастасия Черепанова, возглавляющая фонд "Галчонок" (сеть помощников пожарным).
Но у президента было предложение гораздо более радикального характера. "Вы сами предложили увеличить количество членов совета. Может быть, мы сделаем более кардинальный шаг и введем в члены совета первую тройку? - пошел дальше Владимир Путин. - То есть трех человек, за которых проголосовало большинство в Интернете. Вне зависимости от того, нравятся они кому-то в административных органах исполнительной власти или не нравятся, а просто по факту: люди проголосовали за первых трех человек - всех их и введем". Жаль, что хорошие специалисты могут оказаться за бортом СПЧ, пояснил он.
При этом, поскольку получается "достаточно большой "хурал", сказал президент, можно было бы раз-два в год собираться всем вместе, а в остальное время решать вопросы на ротируемом президиуме из 3-5 человек. Тогда работа могла бы быть более осмысленной, профессиональной и глубокой, считает он. "Я на этом не настаиваю, но мне кажется, что это было бы справедливо", - заметил глава государства, предложив обсудить его идею.
"Владимир Владимирович, хорошо, а восемь дополнительных?" - поинтересовался Федотов. "Это мы посмотрим отдельно", - решил Путин.
"Будет 65, а если еще добавить восемь, будет уже 73", - посчитал будущих членов совета его глава. "Мы можем не обязательно всех восьмерых добавлять, - успокоил его Путин. - Я же сказал - мы и так кардинально увеличиваем". "Всех жалко, каждого", - вступился за "восьмерку" Федотов. "Мы же не можем собрать 200, 300 человек, как бы ни хотелось", - объяснил ему президент. "Тогда я буду просить вас рассмотреть вопрос о возможности увеличения аппарата совета. В аппарате совета всего пять человек", - произнес глава СПЧ. Президент не возражал. А размышляя о президиуме, Федотов заметил, что в СПЧ есть 16 рабочих групп и их руководители могли бы войти в этот орган. Путин и с этим согласился.
Уже после беседы с главой государства Федотов заявил "Интерфаксу", что хотя создание президиума для встреч с Путиным - "возможный вариант", лучше бы глава государства встречался со всеми членами Совета, как раньше. "Не может быть членов СПЧ первого или второго сорта", - пояснил он, добавив, что президиум у них и так есть - руководители 16 рабочих групп. При этом глава СПЧ рассчитывает, что встреча президента с новым составом Совета состоится уже в ноябре.
Обсуждение предложения уже началось. "Президиум - контрпродуктивно. Это будет забюрокрачивание", - считает глава российского отделения "Гринпис" Сергей Цыпленков. А вот увеличение численности он поддерживает, в отличие от директора Института прав человека Валентина Гефтера, который против как формирования СПЧ из первых троек интернет-голосования, так и создания президиума: "Совет - горизонтальная структура, и в нем не надо выстраивать вертикаль".
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал появившуюся в СМИ информацию о том, что глава государства не летает в зарубежные поездки из-за проблем со здоровьем.
"Мы уже неоднократно подчеркивали, что подобные утверждения не имеют под собой никакой почвы", - заявил Песков "Интерфаксу". "У любого спортсмена всегда есть много травм, тем более у тех, кто занимается спортом активно и ежедневно, как Путин", - пояснил он.
По словам пресс-секретаря президента, глава государства потянул мышцу перед Владивостоком, и никто этого не скрывал. "У любого спортсмена много травм, но это не является каким-то ограничением для деятельности", - добавил он. Так что на рабочем графике это не сказалось.
Песков также заметил, что нельзя говорить о переносе визитов - их сроки всегда согласовываются отдельно и зависят от степени готовности. Перенос - это когда после официального объявления даты визита поездка сдвигается по времени, объяснил он. По словам пресс-секретаря Владимира Путина, когда нужно будет присутствовать на мероприятиях в Кремле, глава государства там будет. А пока что он работает в Ново-Огарево, в том числе и чтобы не ухудшать транспортную ситуацию в Москве.