Одобрена система индикаторов социального развития стран ЕврАзЭC

В Минске состоялось 17-е заседание Совета по социальной политике при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества. В нем участвовали делегации из России, Казахстана, Кыргызcтана и Таджикистана во главе с министрами или заместителями министров труда и социальной защиты.

В повестке дня было пять вопросов. Три из них, как отметила министр труда и социальной защиты Беларуси Марианна Щеткина, особенно важны:

- Это - в первую очередь - доклады о развитии социально-трудовой сферы в странах ЕврАзЭС. Каковы новые тенденции, чем интересен опыт работы коллег? Надо наметить планы дальнейшего сотрудничества...

С оценкой параметров социального развития государств связан и второй вопрос. Основные социальные гарантии стран Евразийского экономического сообщества унаследованы от СССР, однако многое в национальных законодательствах поменялось. Как проводить мониторинг, сравнивать результаты? Почти год ушел на разработку универсальных индикаторов социально-экономического развития. Например, демографические процессы в странах ЕврАзЭС предложено оценивать с помощью данных об общей численности населения с разбивкой на сельское и городское, ожидаемой продолжительности жизни, коэффициентов рождаемости и смертности, в том числе младенческой, прироста населения и миграции. Таким же образом определены важнейшие показатели мониторинга уровня жизни, занятости, социальных стандартов, пенсионного обеспечения, образования и медицинского обслуживания.

Еще один важный вопрос - проект соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве.

- Если гражданин одного из наших государств самостоятельно трудоустраивается на территории стран Евразийского экономического сообщества и в процессе работы получает травму, то унифицированные акты о расследованиях таких несчастных случаев должны приниматься на территории всех государств, - прокомментировала цель готовящегося соглашения Марианна Щеткина.

В своем докладе о социально-экономическом развитии Беларуси в первом полугодии министр труда и социальной защиты сделала акцент на положительной динамике валового внутреннего продукта, производительности труда и, как следствие, росте доходов населения. Тарифная ставка 1-го разряда, применяемая в бюджетной сфере, менялась трижды, и в итоге зарплаты бюджетников составляют 82 процента от средних по стране, которые уже выше прошлогодних на 15 процентов в реальном выражении.

Беларусь не готовит пенсионную реформу, как Российская Федерация, однако некоторые шаги по стимулированию более позднего выхода на пенсию предприняты. К примеру, если женщина, достигшая 55 лет, или мужчина 60 лет, отложат выход на пенсию на 1 год, то ее размер увеличится на 6 процентов, за второй год - на 8 процентов, за третий - на 10 процентов. Таким образом, выйдя на пенсию после 60 и 65, соответственно, можно повысить себе пенсию в полтора раза. Причем выбор этот добровольный. Напомнила министр коллегам и о том, что белорусское государство вне очереди обеспечивает многодетные семьи льготными кредитами на жилье на 40 лет под 1 процент годовых, да еще и погашает проценты. 75 процентов - для семьи с тремя детьми, и полностью, если детей четверо и более.

Заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Вовченко отметил, что средняя зарплата в России превысила 26 тысяч российских рублей, пенсия - 9 тысяч. На 700 тысяч стало меньше безработных, даже если оценивать их количество по методике Международной организации труда. Естественная убыль населения, по-прежнему, с лихвой - в 3,8 раза - компенсируется миграцией. Однако есть и новая оптимистичная тенденция: в августе в России родилось 76 тысяч детей. По словам Алексея Вовченко, это самый высокий показатель за все годы реализации страной демографической программы. Сегодня Россия, как доложил коллегам замминистра, находится на пороге большой социально-экономической реформы. В ближайшее время предстоит разработать 800 профессиональных стандартов, существенно поднять оплату труда медработников и специалистов высшего профессионального образования и оптимизировать издержки в этой сфере. Активное общественное обсуждение проходит проект пенсионной реформы.

Что касается Казахстана, то стратегическую цель развития страны министр труда и социальной защиты населения Серик Абденов сформулировал так: "От социальной защиты к социальному самообеспечению и обществу всеобщего труда". Треть экономически активного населения страны относится к категории так называемых самозанятых. Эти люди ведут натуральное хозяйство или перебиваются случайными заработками и не платят социальные взносы. Государство пытается вовлечь их в экономику, для чего выделяются немалые деньги. Заключены договора с работодателями, граждан обучают, переобучают. Желающих переселяют туда, где есть рабочие места. Все эти меры позволяют бороться с безработицей - негативом, с которым сталкивается одна из самых рыночных экономик в ЕЭП.