01.11.2012 03:43
    Поделиться

    "РГ" выяснила, что поставляют субъекты ДФО в другие регионы России

    Вклад Дальнего Востока в ВВП страны составляет всего 5,4 процента. Для такой огромной территории - совсем немного. Да и эти проценты почти полностью обеспечиваются сырьевыми отраслями. Насколько конкурентоспособно промышленное производство в ДФО и что, кроме добытых природных ресурсов, его субъекты поставляют в остальные регионы России, выясняли корреспонденты "РГ".

    Инновации пишем, добыча в уме

    В экономике Якутии переработка продукции пока не играет существенной роли, хотя в программных документах ей уделяют довольно много внимания. Под диверсификацией здесь прежде всего понимают развитие разноплановой, но все-таки добывающей промышленности.

    Недавно власти республики приняли инвестиционную стратегию на период до 2016 года с основными направлениями до 2030-го. В первую очередь документ предусматривает создание условий, необходимых для привлечения денег на организацию инновационных производств и глубокой переработки сырья. Однако, если сравнивать стратегию с реалиями и прогнозами, пока даже ее авторы видят в обозримом будущем несколько иную картину.

    По словам первого вице-премьера Якутии Алексея Стручкова, 94 процента собственных доходов в региональную казну в 2013 году принесут добывающие отрасли. Это практически сегодняшний день. Но и перспективы наполнения бюджета власти тоже связывают с добычей сырья. К примеру, заместитель председателя правительства республики Павел Маринычев отметил недавно, что объем потенциальных налоговых поступлений от реализации Восточной газовой программы будет составлять 100 миллиардов рублей в год. Это в два раза больше всех сегодняшних собственных доходов якутской казны.

    В соответствии с прогнозом социально-экономического развития республики в 2013-2017 годах, 86 процентов объема собственного производства, выполненных работ и услуг в Якутии будет обеспечиваться за счет пяти районов. В их числе Ленский (добыча нефти и газа), Мирнинский и Нюрбинский (добыча алмазов), Нерюнгринский (добыча угля) и Якутск - финансовый и административный центр и просто самый большой город в регионе.

    Перерабатывающая промышленность в Якутии, конечно, развивается. Новые производства открываются в агропромышленном и лесопромышленном комплексах, стройиндустрии, ювелирном деле, большие надежды местные власти связывают со становлением новой отрасли - газохимии. Но в подавляющем большинстве случаев масштабы переработки пока невелики и ориентированы на внутренний рынок.

    Задел на будущее

    В октябре с конвейера владивостокского автосборочного предприятия, специализировавшегося на выпуске корейских машин, сошли первые японские "Мазды". Большая часть собираемых здесь авто отправляется в центральные регионы России. Субсидирование перевозок осуществляется по решению правительства.

    Производство машин - абсолютно новый вид бизнеса для Приморья, оно было начато три года назад по социальным причинам. Повышение в 2009 году пошлин на импорт автомобилей сильно ударило по значительной части жителей Приморья, средства к существованию которых обеспечивали ввоз машин из Японии и торговля ими. Организация производства авто внутри края позволит, как надеются власти, не только создать новые рабочие места, но и вывести на рынок относительно недорогие иномарки, сделанные в России.

    Продукция же, которой Владивосток традиционно снабжал центральную часть России, - рыба и морепродукты. Рыбоперерабатывающий комплекс, в свою очередь был (и остается) той отраслью, которой власти уделяют особое внимание.

    До недавнего времени в крае действовала программа господдержки развития береговой переработки. Однако, эксперты считают, что полной отдачи от нее получить не удалось. По данным администрации края, эффективность программы составила около 90 процентов.

    Основной ошибкой, считает президент Ассоциации разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования Сергей Лелюхин, было субсидирование части затрат за килограмм выпущенной и реализованной продукции.

    По его мнению, правильнее было бы субсидировать затраты на приобретение оборудования для глубокой переработки рыбы.

    В Сахалинской области на долю нефтегазового комплекса приходится 90 процентов общего объема промышленного производства

    Статистика подсчитала, что производственные мощности организаций рыбоперерабатывающего комплекса Приморского края способны переработать около 200 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Но сегодня цеха по выпуску копченой, сушено-вяленой рыбы и балычных изделий задействованы на 45, консервов - на 55 процентов.

    По мнению директора Института международного бизнеса и экономики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Александра Латкина, самая главная проблема для всех краевых производителей - как снизить расходы:

    - В разговоре с директором одного завода я спросил, какова будет себестоимость производства на его предприятии обычных настенных часов. Он ответил: "1,1 тысячи рублей". Это смешно и обидно: в Китае аналогичную продукцию производят за 200 рублей.

    Нефтяной вектор

    По данным министерства экономического развития Сахалинской области, ведущими отраслями экономики в островном регионе остаются нефтегазодобыча, рыбопромышленный комплекс и энергетика.

    - На долю нефтегазового комплекса приходится 90 процентов общего объема промышленного производства, - поясняет министр экономического развития Сергей Карпенко. - Имеются у нас существенные заделы и в части переработки, а именно - первый в России завод по производству сжиженного природного газа в Пригородном.

    Как замечает эксперт, в Сахалинской области производят пять процентов мирового объема сжиженного природного газа.

    - Что касается рыбохозяйственного комплекса, то на его долю приходится около 14 процентов выпуска товарной продукции, - констатирует Карпенко.

    Серьезные подвижки наметились в части создания в области комплексного деревообрабатывающего производства. По словам начальника управления текущего и перспективного планирования регионального министерства лесного и охотничьего хозяйства Николая Суркова, проект уже выходит на стадию реализации.

    - Объем производства готовой продукции составит ежегодно 200 тысяч кубометров пиломатериалов и 370 тысяч - технологической щепы. Есть крайне интересные перспективы по переработке в биотопливо низкосортной древесины, - рассказал он.

    Зоны прироста

    Валовый региональный продукт Хабаровского края за девять месяцев текущего года по отношению к аналогичному периоду 2011-го увеличился на 3,5 процента, объем промышленного производства - на 10,4.

    По информации регионального министерства экономического развития и внешних связей, рост промышленного производства обусловлен динамикой добычи полезных ископаемых (увеличение на 29,4 процента), обрабатывающих производств (на 6,5), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (на 5,5 процента).

    Край лидирует в ДФО по объемам выпуска машиностроительной продукции, является единственным производителем стали и проката, продукции нефтепереработки, кабеля.

    За последние пять лет предприятия построили более десяти кораблей, в том числе атомную подводную лодку "Нерпа", и несколько гражданских судов. По данным краевого министерства промышленности и транспорта, в 2011 - 2012 годах значительно увеличился государственный оборонный заказ. Вместе с тем производственные мощности судостроения в последние годы здесь использовали лишь на 20 процентов - на одном госзаказе далеко не уедешь.

    В настоящее время на территории края формируют несколько зон экономического развития, которые в будущем станут аккумулировать финансовые, материальные и трудовые ресурсы, - агломерации. Предполагается, что эти зоны будут давать до 90 процентов прироста ВРП.

    Около 40 процентов промышленной продукции края производят в зоне "Комсомольск-на-Амуре - Амурск - Солнечный". В Амурске завершают строительство гидрометаллургического комбината, а также создают дальневосточный центр глубокой переработки древесины.

    Проект строительства крупного деревообрабатывающего комплекса реализуют в поселке Октябрьский Ванинского района.

    Среди серьезных ограничителей развития экономики эксперты отмечают высокие тарифы на энергоносители, снижающие конкурентоспособность местных производителей, недостаточно развитую транспортную инфраструктуру и дефицит кадров.

    Поделиться