Ожидается, что реанимация аэропортовой сети стимулирует развитие местных авиарейсов малой наполняемости. Конечно, при условии субсидирования перевозок, уточняют представители отрасли.
Напомним, что вопрос о создании федерального казенного предприятия, которое бы объединило аэропорты Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края (в общей сложности 72 малых аэропорта), был поднят в августе на совещании в Улан-Удэ.
4 октября главы трех регионов направили совместное обращение к министру транспорта РФ с просьбой создать ФКП "Аэропорты Восточной Сибири". Неделей позже губернаторов поддержал полпред президента в СФО Виктор Толоконский, который пообещал поддержку инициативы территорий в минтрансе России. Готовность со стороны федеральных органов власти к этому есть, уверяет Евгений Селедцов, главное, чтобы не оплошали регионы.
По словам руководителя Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Артура Сулейменова, документы подготовлены, и как только будет принято решение на федеральном уровне, можно приступать к созданию авиапредприятия. Первый аэропорт, с которого можно уже начинать, - Чара в Забайкальском крае.
- Он идеально подходит, так как полностью находится в федеральной собственности. Затем можно присоединить Таксимо и Нижнеангарск в Бурятии - там были проблемы с частными собственниками, но, по нашим данным, новый владелец готов отдать аэропорты в республиканскую собственность, - сообщил Сулейменов. - Идет работа с забайкальским Краснокаменском. В Иркутской области первыми в казенное предприятие войдут аэропорты Нижнеудинска, Ербогачена и Киренска, где федерации принадлежат не только взлетно-посадочные полосы, но и аэровокзальные комплексы. А также аэропорт Мамы, где мы сумели, наконец, передать ВПП в федеральную собственность.
Аэропорты, перешедшие под крыло ФКП, получат из бюджета страны средства на реконструкцию и содержание. Что, надо отметить, очень своевременно: как признался Артур Сулейменов, несмотря на то, что все действующие аэропорты Приангарья, за исключением Усть-Кута, допущены к приему местных авиарейсов, состояние ВПП Бодайбо, Усть-Кута и Ербогачена вызывает глубокую озабоченность. По словам руководителя территориального управления Росавиации, их грунтовые полосы можно закрывать хоть сейчас. По-хорошему, там надо строить новые ВПП - бетонные, чтобы соответствовали современным требованиям.
Тем временем идут переговоры с собственниками других аэропортовых комплексов о передаче их новому предприятию. По свидетельству Артура Сулейменова, нынешний владелец аэропорта Братска готов отдать здание вокзала в муниципальную или областную собственность, правда, пока неясно, на каких условиях.
Параллельно в Приангарье занимаются восстановлением еще ряда аэропортов, которые не войдут в первый этап формирования ФКП, но рассматриваются в качестве опорных точек развития регионального авиасообщения. В частности, уже решено возобновить рейс "Иркутск - Казачинское" - до 2006 года на этом направлении полеты выполняли "Ан-24". Сейчас ФСТ рассматривает предложенные тарифы, и как только решится вопрос субсидирования, рейс можно будет запускать.
В декабре запланировано открытие вертолетного маршрута "Братск - Железногорск - Илимский" - тем самым железногорский аэропорт будет открыт после двенадцатилетнего простоя. Скорейшему его запуску способствует то, что, благодаря усилиям местных властей, аэропортовый комплекс до сих пор находится в хорошем состоянии. В перспективе рассматривается выполнение полетов и на самолетах.
Директор авиакомпании - регионального перевозчика Анатолий Юртаев отметил, что, каковы бы ни были планы авиаторов (а компания намерена расширять и внутрирегиональную сеть полетов, и занимать нишу межрегиональных перевозок), первична все же аэропортовая инфраструктура - самолетам нужно где-то приземляться. И по мере того как областное правительство совместно с Росавиацией введут в строй аэропорты, сетка полетов будет развиваться.
Однако надо понимать, что региональное авиасообщение должно быть субсидируемым, коммерческие тарифы будут не по карману большей части населения. Эту точку зрения разделил и Артур Сулейменов, заметив, правда, что его ведомство начало работу над снижением себестоимости полетов.
Кстати
30 октября в Иркутск прибыл первый "Ан-148" воронежской сборки. Это среднемагистральный самолет российского производства на 75-80 посадочных мест, крейсерской скоростью до 800 километров в час и дальностью полета до пяти тысяч километров. Его приобрела авиакомпания "Ангара", имеющая статус регионального перевозчика.
Сегодня ожидается прибытие еще одного "Ан-148", а через неделю - третьего. Воронежские "Ан-148" смогут садиться на грунтовые полосы. Ввод новых самолетов в эксплуатацию запланирован на декабрь. Правительство Иркутской области поддерживает обновление регионального авиапарка, субсидируя часть затрат на уплату авансовых и лизинговых платежей за воздушные суда. Ранее Евгений Селедцов заявлял, что в течение 2012-2013 годов планируется приобретение пяти "Ан-148" и еще пяти - в 2014-м.