Глава ведомства Андрей Белоусов уточнил, что в ближайшее время торгпредство появится во Вьетнаме. А еще, по мнению министра, такая структура очень нужна России на Кубе.
Реформа рассчитана на четыре года. По ее итогам торгпредства должны стать полноценными помощниками отечественного бизнеса за пределами страны, особенно в плане защиты его интересов и продвижения перспективных проектов. Концепцию "нового облика" торгпредств минэкономразвития уже подготовило. В ноябре документ внесут в правительство, а вчера обсуждали на коллегии министерства.
Сейчас к работе торгпредств есть масса претензий. Как корректно выразился Андрей Белоусов, "она не полностью отвечает внешнеэкономическим интересам России". Поэтому систему решили переориентировать. Прежде всего планируется поменять "географию" сети торгпредств. Сегодня они сосредоточены в основном в Европе. А в наиболее перспективных районах - Юго-Восточной Азии, Латинской Америке их мало. В Африке, которая в последнее время тоже очень интересует Россию, вообще работает только одно представительство.
Некоторые торгпредства будут закрыты, а их функции переданы посольствам. Речь прежде всего идет о тех, которые занимаются лишь мониторингом экономической ситуации и написанием аналитических справок. В тех странах, где реализуются десятки крупных проектов, торгпредства, если их еще нет, будут созданы. "Посольства - политические структуры. В части продвижения проектов они могут столкнуться с целым рядом ограничений. Поэтому крупным компаниям неудобно работать через них, - отметил Андрей Белоусов. - Торгпредства, хоть и госструктуры, политикой не занимаются, и могут блюсти экономические интересы страны".
Реформа торгпредств обойдется недорого. Сейчас на их содержание выделяется около двух миллиардов рублей в год. В будущем расходы, если и возрастут, то незначительно, поскольку расширять сеть не планируется.
Вчера минэкономразвития подписало полтора десятка соглашений о сотрудничестве с крупными российскими компаниями и некоторыми регионами. Им будет предоставляться инфраструктура торгпредств для продвижения проектов. Как пояснил Андрей Белоусов, по каждому проекту будут закреплены ответственности всех сторон: министерства, торгпредств и самих компаний. Кстати, успешная реализации проектов будет одним из ключевых показателей работы российских представительств за рубежом.
Дмитрий Шугаев, замгендиректора госкорпорации "Ростехнологии", которая также заключила соглашение с министерством, подтвердил, что бизнес действительно ожидает от торгпредств в первую очередь помощи в продвижении проектов. "Торгпредства являются экономическими полномочными представителями руководства страны. Высокий статус помогает им открывать многие двери, - пояснил Шугаев. - Так что лучшего "переговорщика" не придумаешь. Нужно только поставить им правильные задачи и контролировать исполнение".